ермакова марина » 07 окт 2017, 08:19
Идущие « в ногу со временем» коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В работе ДОУ можно выделить несколько инновационных направлений:
Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе выполнения постепенного усложнения практических заданий того или иного проекта.
Педагоги нашего детского сада, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка лучше узнать воспитанников.
Представим один из них:
«Экологический проект «Птицы на кормушке » (2017г.),
Актуальность проекта: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. При подготовки к внедрению проекта пополняется и предметно развивающая среда:
-дидактические игры:
«Собери птицу», «Что за птица? », «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
пособие :
-«Экосистема леса» позволяет ребенку увидеть экосистему леса, оно представляет собой, коробку с магнитной доской и с набором картинок: деревья, животные, птицы, грибы, насекомые; картинки с природными условиями: солнце, тучи, облака, облака с дождем; карточки сезонов. Все картинки магнитные и легко крепятся к доске. Коробка открывается и можно увидеть корневую систему дерева с разными видами почвы.
Ценность данных пособий в том, что: пособия позволяют четко структурировать и систематизировать информацию, могут использоваться педагогами в своей работе при освоении образовательных областей. Пособия мобильны, компактны, после совместной работы с педагогом, дети могут самостоятельно работать с этим материалом. Пособия дают возможность детям заниматься исследовательской деятельностью, экспериментировать, синтезировать полученные знания, правильно структурировать и систематизировать информацию, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Принемают участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Следующее направление - это создание развивающей среды в группах детского сада.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Мы активно ведем сотрудничество с родителями, родители помогают в создании развивающей среды, создано пособие «Мобильная лаборатория» с помощью нее дети могут исследовать погодные условия и явления в разное время суток и в разное время года на разной территории, что способствует развитию творческих исследовательских способностей.
На своем опыте мы убедились, что познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и активности личности. Совместно с учителями - логопедами создали игровую зону «Сенсорный коврик» - «Коврик Дружбы» с его помощью, у детей формируется мотивация к общению и развитие коммуникативных навыков.
Также, немаловажное направление - это выставки и конкурсы детских работ.
Несколько лет подряд совместно с педагогами проводим выставки и конкурсы детских работ на базе ДОУ, работы сделанные руками родителей и детей «Елочная гостья », «Что прячет осень ?!», и др., которые приурочиваются к праздникам. А также организуем в детском саду участие детей во всероссийских конкурсах, таким образом, оказываем психологическую поддержку творчески одаренным детям, и детям с ограниченными возможностями развития, тем самым способствуем их развитию.
Наш опыт работы показал, при занятии с ребенком родители могут передать свои знания и опыт, показать, что многие вещи можно сделать своими руками. Это способствует развитию вкуса, воображения, мышления, а также формированию умения ценить поделки, сделанные своими руками и руками других людей. У ребенка повышается самооценка, изменяется негативное отношение к себе, вырабатывается уверенность, стремление к успеху. Успехи влияют на развитие интереса к учебе, ребенку непременно хочется повторить свой успех. Закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива. Ребенок учится трудиться и получать удовлетворение от своей работы. В глазах сверстников ребенок приобретает значимость, чувствует себя взрослым, а также у него появляется гордость за своих родителей, которые его чему- то научили.
Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах. Таким образом, немаловажную роль в обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, психолого-педагогического сопровождения педагога является важной задачей педагога-психолога становиться содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе. Педагог-психолог является соавтором преобразований образовательной среды, это работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой. Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, педагоги и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов детей. Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер.
Исходя из вышеизложенного мы можем сказать, что тесное взаимодействие и сотрудничество психолога и педагога обеспечивает максимальный эффект развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Участие педагогов-психологов в инновационной работе объективно приводит к развитию психологической службы в ДОУ. Практика показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогами по анализу условий и результатов развития воспитетельно-образовательного процесса, необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку педагога.
Работая в инновационном режиме, педагог-психолог находится в активном творческом поиске, осваивает эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментирует и исследует тем самым, совершенствует модели своей деятельности.