Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного...

Модераторы: Мусина Г.Г., Загитова А.Г., Гареева Г.Ф., admin_2017, Э.А.Ижбулатова, Сынбулатова Ф.Ш.

Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного...

Сообщение admin » 21 сен 2017, 10:51

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в современном мире детерминирует необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы социализации и адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач в урочной и внеурочной работе каждой образовательной организации.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) о введении преподавания новых учебных предметов по религиозным культурам и светской этике и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также в развитии готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Методологической основой является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для решения задач Концепции существует острая необходимость в разработке:
- моделей обогащения содержания курса посредством инновационных образовательных технологий;
- содержания и форм организации образовательной деятельности по предмету по инновационным образовательным технологиям.
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас поделиться опытом и предложить свои наработки по тематике ветки.
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение elvirazia1976 » 25 сен 2017, 18:38

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Я являюсь преподавателем модуля «основы светской этики» уже 4 год. Данный предмет очень нравится школьникам. Дети учатся видеть себя со стороны, могут оценивать свои поступки и делать соответствующие выводы, приводят много примеров из жизни. Ребята с удовольствием знакомятся с новым, выполняют творческие задания. Свои уроки я сопровождаю мультимедийными презентациями, карточками с творческими заданиями, использую при работе с терминами толковые словари, организую групповую работу с использованием мобильного класса.
Безусловно, как любой преподаватель, осваивающий новый предмет, особенно в первый год преподавания курса «ОРКСЭ» я столкнулась с определенными трудностями.
Первая проблема, с которой я столкнулась, заключалась в том, что курс «ОРКСЭ» носит безотметочный характер, но часто ученики просят в конце урока поставить им отметку в дневник. Я это охотно делаю, так как ребенок в этот момент осознает, что активно участвовал в диалоге, узнал много нового и полезного. Он удовлетворен своей деятельностью на уроке, и оценка отражает его душевное состояние. Нетрудно догадаться, какая это оценка! В дневниках ученикам я прописываю словесную отметку «Молодец», «Умница», «Спасибо за работу на уроке» и т.д. Отметка бывает только положительной.
Домашнее задание по предмету, каким оно должно быть? Вот еще один вопрос, на который я искала ответ. Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении. Безусловно, задания могут даваться не на каждом уроке каждому ученику. Я использую дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе. Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
Последний раз редактировалось elvirazia1976 26 сен 2017, 15:16, всего редактировалось 1 раз.
elvirazia1976
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 25 сен 2017, 18:19

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение Мусина Г.Г. » 26 сен 2017, 06:02

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения в 4 классах всех общеобразовательных организаций в объеме 34 часов и включает 6 модулей:
1) Основы православной культуры;
2) Основы исламской культуры;
3) Основы буддийской культуры;
4) Основы иудейской культуры;
5) Основы мировых религиозных культур;
6) Основы светской этики.
Один из модулей, выбирается для изучения обучающимся, с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) и оформляется их заявлением, в соответствии с регламентом выбора модуля курса ОРКСЭ (Письмо Министерства образования и науки России от 31.03.2015 г.№ 08-461).
Мусина Г.Г.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 05:46

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение Bkvbhf » 26 сен 2017, 09:35

Учитывая специфику нового комплексного учебного курса, его культурологический и воспитательный характер, а также особенности профессиональной подготовки учителей, никогда специально не изучавших основы православной, исламской, буддистской или иудейской культуры, основное внимание было уделено ликвидации «духовной безграмотности». Невозможно говорить о методике преподавания предмета, азы которого никогда не изучались ни в педагогическом колледже, ни в педагогическом вузе. Это не вина нашего учительства, а его беда, когда приходится преподавать детям предмет, азы которого даже не «проходили» в вузе или колледже. Поэтому выход из нее только один – осознание самими учителями важности профессионального самообразования и духовного возрастания.
Bkvbhf
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 26 сен 2017, 09:20

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение Челпанова Ольга » 26 сен 2017, 19:57

Перед семьей и школой сегодня стоят общие задачи: мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми, компетентными в профессиональной сфере и обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей республики и страны.
Челпанова Ольга
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 14 фев 2014, 07:28

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение Guzvelt » 27 сен 2017, 06:15

Общественно-политическая ситуация сложившаяся в нашей стране привела к кардинальному изменению места и роли религии и религиозных объединений в жизни российского общества. Значительно выросли их общественный престиж и воздействие на различные стороны общественной жизни, изменился юридический статус. Увеличилось число семей, которые хотели бы, чтобы их дети как можно больше имели сведений в области религиозной культуры. В целом в обществе, в его различных слоях и группах, в том числе нерелигиозных, вырос интерес к религии как социокультурному явлению, к ее роли в истории, культуре и жизни общества. Этот интерес породил массовую потребность в объективных научных знаниях о религии, которая не сводится или, по крайней мере, не ограничивается усвоением и принятием истин того или иного вероучения, а носит общекультурный познавательный характер. Эту потребность призвана удовлетворять система религиоведческого образования в структуре государственной и муниципальной школы. Наука о религии не берет на себя функцию ее защиты или, наоборот, критики, отрицания, поскольку научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни антирелигиозным. По этой причине задача школьного учителя не совпадает с теми задачами, которые ставят перед собой религиозный проповедник или атеистический критик религии. Необходимо учитывать, что у школьного учителя, ведущего религиоведческие дисциплины наряду с эрудированностью, мастерством должна присутствовать и объективность, научная беспристрастность в освещении реалий религии, взгляды учителя не должны расходиться с принципом светского характера образования в государственных образовательных учреждениях. Наибольшую трудность в процессе преподавания религиоведения представляет проблема изложения материала в духе толерантности,диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений.
Guzvelt
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 27 сен 2017, 04:26

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение Косолапова Галина » 27 сен 2017, 16:51

Данный курс очень важен для формирования гражданской позиции школьников,осознания идентичности гражданина России, своей национальной культуры,религиозной принадлежности. Выполняя проектные работы по темам данного курса (я работаю по модулю "Светская этика") дети активно в процесс работы вовлекают родителей,значение семейных ценностей возрастает,растёт взаимопонимание между родителями и детьми.
Обсуждение на уроках нравственных критериев, анализ жизненных ситуаций формирует у учащихся умение критически оценивать свои поступки и своих товарищей,находить компромиссы в конфликтных ситуациях.Интересным и эффективным приёмом на данных этапах урока является ролевая игра. Важное место на уроках занимает знакомство и анализ притч,которые часто бывают тесно связаны с разными религиозными культурами,этот аспект курса требует от педагога тактичности, уважительного отношения к религиозным мировым культурам.Курс "Основы мировых религий и светской этики" важный и нужный учебный предмет современной системы образования.
Косолапова Галина
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 27 сен 2017, 16:13

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение Гаврилова Лариса » 27 сен 2017, 17:11

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.Особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.Я считаю, что преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» необходим в начальной школе,т.к. с младших классов идет формирование человека.
Гаврилова Лариса
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 14:23

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение Гаврилова Лариса » 27 сен 2017, 17:16

Все мы отлично знаем, что данный курс является связующим звеном между начальной школой и основной школой, и предваряет изучение такого учебного предмета как история. Родители положительно относятся к введению нового курса, регулярно обсуждают темы, изучаемые на уроках выбранного предмета. Они уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку. Родители хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, к окружающим.
Гаврилова Лариса
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 14:23

Re: Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного..

Сообщение Гаврилова Лариса » 27 сен 2017, 17:20

В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Я считаю, что именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.Таким образом, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.
Гаврилова Лариса
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 14:23

След.

Вернуться в Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron