Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Модератор: Ошеева Ю.В.

Re: Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Сообщение ifhbaf » 07 окт 2016, 10:57

Некоторые из существующих приёмов работы при обучении различным видам чтения, организации работы с текстом:
• вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
• восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.
• упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
• исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
• сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
• перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
• «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
• называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).
• составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
• множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
• конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
• деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
• составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
• предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
• викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
• логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
• заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
• верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
ifhbaf
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 09:20

Re: Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Сообщение Валентина Новикова » 07 окт 2016, 14:31

Согласна с тем, что надо больше проводить работ при работе с текстом, начинать вести такую работу нужно с начального звена.
Валентина Новикова
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 14:37

Re: Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Сообщение Казанцева » 07 окт 2016, 15:13

Чтобы научить детей понимать, как происходит развитие мысли в тексте, необходимо помочь им осознать, что мысль в тексте должна развиваться, а для этого надо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи. Специальные упражнения над порядком слов в предложении раскроют перед учащимися суть теории актуального членения предложения. Актуальное членение–это членение смысловое: внутри предложения выделяются части —«данное» то, что является исходным пунктом высказывания,и «новое» то, что сообщается.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Сообщение Муртазина Нурия Г. » 07 окт 2016, 15:58

Работа с художественным текстом -одна из наиболее важных в преподавании литературы. Особенно в век информационных технологий, когда наряду с чтением книги имеются более интересные заманчивые возможности компьютера и сотовых телефонов, сети интернет. Часто можно слышать из уст учащихся "Я прочитал, но ничего не понял". Это объясняется тем, что ученик читает бегло, не вдумывается в содержание. И тогда на помощь приходит игра в кинорежиссера. Так мы называем метод работы, когда я читаю текст, а учащиеся закрыв глаза представляют прочитанное как кинокадры. Далее каждый ученик пишет свой сценарий маленького кино, решает из скольки серий он состоит(если текст можно разделить на несколько частей). Конечно, этот метод чаще применяется при работе со стихотворным текстом, но учащимся очень нравится. Может и то, что ребята чувствуют себя свободно, расслабляются, ложатся на парты, т.е. принимают удобную позу, помогает им фантазировать, развивает их образное мышление.
Муртазина Нурия Г.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 окт 2016, 14:45

Re: Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Сообщение Ляйсан Саяхова » 07 окт 2016, 16:44

В настоящее время разработано много подходов к совершенствованию обучения учащихся чтению. При этом затрагиваются практически все составляющие этой сложной деятельности – от коррекции элементарных приёмов техники чтения до наиболее сложных пластов смыслового чтения текстов, поскольку сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения; 2) понимание текста.
Мой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание очень личный, субъективный процесс. Он основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, тем не менее можно и нужно создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимании и совершенствования чтения в целом.
Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф - схеме, либо в таблице.
Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащихся глубокого понимания текста без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т.д
Ляйсан Саяхова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 07 окт 2016, 16:35

Re: Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Сообщение Валентина Новикова » 08 окт 2016, 12:12

Здравствуйте уважаемые коллеги, нашла очень много полезной и нужной информации, буду использовать в своей работе!
Валентина Новикова
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 06 окт 2016, 14:37

Re: Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Сообщение ifhbaf » 09 окт 2016, 04:41

Пособие " УЧИМСЯ ЧИТАТЬ УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ" для 5 класса О. Н. Зайцевой полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Прекрасное пособие!
Предлагаемые компетентностные задачи направлены на организацию учебной деятельности учащихся, связанной с пониманием текста. Задачи в 5 классе готовят школьников к полноценному усвоению информации как учебных текстов, так и текстов художественной литературы.
В методическом плане задачи организованы на основе общеучебной технологии, учитывают основные требования к чтению, являются основой для выполнения тестов ГИА (алгоритмы выполнения заданий, информационная и смысловая обработка текста).
Вот пример одной задачи из этого пособия:
Задача № 1. «Бесценный дар»
С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его про¬исхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!
Одни доказывают, что язык — бесценный дар Бога; другие уверяют, что способность к речи пришла к человеку сама по себе; третьи утверждают, что язык появился в результате длительного, многовекового превращения жи¬вотных (обезьян) в человека. Четвёртые думают, что человеческий язык — это подарок какой-то неведомой космической цивилизации.
Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.
Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем... И во всех случаях исполь¬зуем родной язык. Без языка общество не могло бы существовать.
Задание № 1 Предположите, с какой целью автор написал этот текст
1) рассказать о свойствах языка
2) рассказать о том, как красив русский язык
3) убедить читателя в том, что современные учёные едино¬душны в вопросах происхождения языка
4) задуматься над тайной, загадкой языка

Задание № 2 Укажите строчку, слова и сочетания слов которой в наибольшей степени соответствуют основной теме текста
1) увлекательные лингвистические легенды, родной язык
2) читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем
3) загадка языка, тайна происхождения языка
4) бесценный дар Бога, способность человека к речи

Задание № 3 Укажите основную тему теста
1) загадка языка
2) язык — средство общения людей
3) язык — бесценный дар Бога
4) тайны лингвистики

Задание № 4 Укажите, с какой целью автор рассказывает о научных предпо¬ложениях происхождения языка
1) стремится донести до читателя мысль о необходимости из¬учать родной язык
2) стремится убедить читателя в том, что человеческий язык есть тайна, загадка, разгадать которую в будущем, возмож¬но, предстоит тому, кто только начинает изучать язык
3) стремится убедить читателя, что только язык делает чело¬века человеком
4) стремится показать разнообразие точек зрения на проис¬хождение языка

Задание № 5 Какое утверждение соответствует авторской позиции?
1) Автор считает, что «язык делает человека человеком» и «без языка общество не могло бы существовать».
2) Автор считает, что «язык — бесценный дар Бога».
3) Автор считает, что «способность к речи пришла к человеку сама по себе».
4) Автор считает, что «язык появился в результате длительного, многовекового превращения животных (обезьян) в человека».
Задание № 6 Какие фрагменты текста являются главными с точки зрения пе¬редачи основной информации текста?
1) Фрагменты, в которых содержится информация об основной теме, основной мысли текста, выражена авторская позиция.
2) Фрагменты, в которых приведены дополнительные аргу¬менты, доказательства точки зрения автора.
3) Фрагменты, в которых автор эмоционально защищает свою точку зрения.
4) Фрагменты, в которых описываются трудности решения поставленной проблемы.
Задание № 7 Прочитайте текст. Напишите, можно ли считать этот текст кратким пересказом (сжатым изложением) исходного текста. Дайте краткое обоснование, например: Этот текст можно считать кратким пересказом исходного текста, потому что...
С давних пор люди задумывались над загадкой языка, тайной его происхождения. История знает на этот счёт много смелых научных предположений, но загадка происхождения языка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека чело¬веком.
Во всех случаях общения мы используем родной язык. Без языка об¬щество не могло бы существовать.

Задание № 8 Какое из предположений учёных кажется вам наиболее правдо¬подобным? Кратко объясните свой выбор.

Задание № 9 Как вы думаете, какая из перечисленных книг сможет расска¬зать вам о загадках языка?
1) Л. Успенский «Слово о словах»
2) Готовые домашние задания по русскому языку
3) О.В. Никитин «Из истории обсуждения «Толкового слова¬ря русского языка Д.Н. Ушакова»
4) «Слово о погибели земли Русской»

Задание № 10 Прочитайте текст.
Древний человек подражал звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук». Ч. Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путём звукопо¬дражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в про¬цессе обучения речи человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутан не мог выго¬ворить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат.
Как бы вы назвали эту гипотезу (предположение) о происхожде¬нии языка?
1) Гипотеза случайного изобретения языка
2) Гипотеза ручных жестов
3) Гипотеза звукоподражания
4) Гипотеза бессознательных выкриков
ifhbaf
 
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 09:20

Re: Текстовая деятельность обучающихся: традиционные и новые

Сообщение admin » 10 окт 2016, 18:07

Уважаемые коллеги!
Благодарим Вас за активное участие в работе Межрегионального Интернет-педсовета.
Ждем Вас на следующих Интернет-педсоветах.
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Пред.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron