Гүзәл » 11 окт 2016, 15:25
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ишпарсово муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
доклад
Сохранение и развитие национального образования, повышение его качества через устное народное творчество.
Подготовила:
учитель башкирского языка
Кинзябаева Гузель Шамильевна
Национальное образование – это непрерывный процесс воспитания и обучения, который опирается на традиционную национальную систему воспитания, национальный язык, культуру, нравственные ценности; имеющий целью формирование национального самосознания как необходимого условия развития целостной личности, воспитанной в духе национальной терпимости и уважения к другим народам, и реализующийся через систему образовательных учреждений на всех образовательных уровнях: семейное воспитание, дошкольное, общее школьное, профессиональное и дополнительное образование.
Современная образовательная политика в области национального образования рассматривается нами прежде всего как совокупность разработанных теорией и получивших практическое развитие в действующем законодательстве доктринальных идей, определяющих функционирование и развитие системы образования, воплощаемой в работе сети образовательных учреждений, государственных образовательных стандартах и реализующих их образовательных программах.
Общеизвестно, что политика России в отношении национального образования населяющих ее народов в последние десятилетия претерпевает коренные изменения, обусловленные происходящими в стране социально-экономическими и политическими трансформациями.
Однако эффективность этих изменений сложно оценить однозначно. Педагогами и другими исследователями системы отечественного образования неоднократно отмечалось, что отсутствие долгосрочной стратегии развития национального образования в стране стало причиной проведения ряда поспешных и противоречивых реформ, отрицательно отразившихся на его качестве.
Полагаем, что прежде всего это связано с отсутствием единого понимания как в официальных кругах, так и в педагогической теории понятия «национальная школа», «национальное образование», что вызывает целый ряд противоречий при исследовании доктринальных положений в данной сфере.
С другой стороны, в последние годы идеи национальной школы (татарской, чувашской, украинской и т.д.) все чаще выдвигаются представителями радикального направления образовательной реформы в качестве средства повышения национального самосознания народностей России. К сожалению, достаточно часто они совпадают с идеями борьбы за политическую независимость этих народностей и служат не столько культуро сберегающим фактором, сколько рычагом политического манипулирования и разжигания межнациональной розни.
Попытки дать определения национальной школы в отечественной педагогике предпринимались с начала XIX в. Еще К.Д. Ушинский, признавая за каждым народом наличие своей национальной системы образования и воспитания, отмечал, что в ее основе лежит свой особенный идеал человека, который народ и воплощает в своей национальной системе воспитания.
В условиях наметившейся децентрализации управления образованием, а также реализации закрепленных в Конституции РФ прав проживающих на территории РФ народов на национально-культурную автономию и защиту культурных национальных традиций полагаем, что при разработке современной национальной образовательной политики РФ должны быть приняты во внимание и решены следующие моменты:
- учет образовательных потребностей проживающих на территории РФ этносов, а также запросов культурных национальных центров и других общественных организаций в адрес органов государственной и муниципальной власти в части, касающейся национального образования;
- разработка эффективной схемы финансирования национального образования за счет консолидации средств региональных, муниципальных бюджетов, государственной поддержки, а также помощи общественных организаций и спонсоров;
- соответствие деятельности национальных школ государственным образовательным, в том числе региональным (краевым), стандартам, обеспечение преемственности образовательных программ;
- органическое сочетание в содержании национального образования поликультурного, государственного и этнического компонентов, предполагающее включение в него родного (национального) и государственного (русского) языков; истории России и истории этносов; различных форм духовной и бытовой культуры народов; традиционных для них видов трудовой деятельности и сфер занятости;
- адаптация содержания образования к национальным потребностям и менталитету отдельных этносов при сохранении общечеловеческого содержания образовательных программ.
Представляется, что только такой комплексный подход к формированию государственной национальной образовательной политики способен обеспечить сохранение этнокультурных традиций всех народов, населяющих Российскую Федерацию, в том числе и тех из них, самобытная культура которых находится на грани исчезновения; обеспечить воспитание личности в духе любви к Родине и в то же время сохранить терпимость наций к представителям других народов.
Несколько иначе представлял себе национальную школу И.Г. Фихте. Разрабатывая идеи национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание, И. Фихте в «Речах к немецкой нации» показал, что проблема национального образования – в отношении народа к предстоящей ему внешней культуре, причем задача национального образования состоит в том, чтобы давление внешней культуры не вытеснило свободной самобытности творческих устремлений отдельной нации (народа) и не разрушило его внутренней целостности Современный ученый педагог Марк Поташник определяет “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.
Еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технология погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения — интерактивной доски. Дальнейшее усовершенствование технологии посещение виртуального пространства путем проникания в виртуальный мир через мягкие проникающие стены. Для этого строителям будущего следует использовать инновационные средства и методы строительства.
Успешность деятельности системы национального образования заключается в формировании у обучающихся системы этнических и поликультурных знаний, умений и навыков, необходимых для их социальной адаптации, и определяется тем, насколько последовательно реализуется связь теории национального образования с практикой преподавания и реальными жизненными условиями.