Педагогическое эссе
«Я - воспитатель»
участника Республиканского профессионального конкурса
«Воспитатель года Республики Башкортостан - 2016»
Ислибаевой Людмилы Анатольевны, воспитателя МАДОУ "ЦРР - д/с № 4" г. Агидель РБ
Почему я выбрала профессию воспитателя? Профессию воспитателя выбрала не сразу. Мой путь к профессии воспитателя оказался долгим. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо…
В детстве, сколько себя я помню, мечтала стать педагогом. Мои первые игры были связаны со школой, и в роли учительницы была я. Никакие другие игры меня не интересовали. Выросла, получила профессию учительницы начальных классов, поработала, по сложившимся обстоятельствам ушла с профессии. Именно, в этот период жизни я поняла, что для меня значит профессия педагога. Это - мое призвание, это смысл моей жизни. Было чувство, что у меня еще очень много знаний, умений, которые могла бы дать детям. Когда вернулась в педагогику, в качестве воспитателя, я была похожа на путника, который не может утолить жажду. С головой окунулась в работу, мне хотелось все наверстать, изучить, узнать, почувствовала себя самым счастливым человеком. Вот теперь я точно знаю, чего мне не хватало все эти годы, я не могу себя представить без моей работы, без детей.
Какими качествами должен обладать воспитатель? Я помню первое занятие по психологии в педучилище. Тогда нам, 16-летним девочкам - совсем еще юным студенткам, преподавателем был задан вопрос: «Что является главным в профессии педагога?». Были даны варианты ответов: любовь к детям, уважение, понимание, знание методики и др. Ответы последовали самые разные. Подведя итог, преподаватель сказала, что все это важно, но самое главное качество, которым должен обладать педагог, является любовь к детям. За этим следует и уважение, и понимание детей… Без этого качества быть настоящим педагогом невозможно! Почему-то именно это занятие осталось в памяти, часто вспоминаю. Теперь я просто убеждена в этом.
Мое педагогическое кредо – любить, понимать, помогать! Если не буду любить детей, я не смогу их понять. Если я не смогу понять детей, то не смогу помочь, помочь им вырасти умными, добрыми, сильными, красивыми, с верой в себя!
Конечно, все они разные, кто-то послушный, а кто-то хулиган. Бывает очень сильно устаю от детей, которые ни в какую не хотят тебя услышать, пойти тебе на встречу. Но я люблю всех без исключения своих воспитанников только потому, что они — дети. К каждому ребенку нужно найти подход, оценить его потребности, желания, привычки. Каждому из них требуется ласка, ведь в течение дня воспитатель заменяет ребенку маму. Очень важно разглядеть в маленьком человечке его внутренний мир, скрытые таланты и подготовить почву для выхода этих талантов наружу. Для меня каждый ребенок уникален. В каждом из них живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Я уверена в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Стараюсь воспитывать в детях доброту, развивать творческие способности, прививать любовь и уважение к родному дому, родному городу, своей Родине.
Я понимаю, что одной любви мало, воспитателю нужны колоссальные знания, на меня возложена большая ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе.
Я сравниваю профессию воспитателя с профессией врача. Как говорится, хороший врач должен предупредить болезни, выявить на ранних этапах и не давать ей развиться. А воспитатель должен вовремя заметить недостатки в характере и определить главные доминантные черты характера ребенка с целью что-то развить, а что-то сгладить, облагородить, сделать менее заметным, корректировать, преображать, и. в конечном итоге, обращать недостаток в достоинство. И тогда упрямец станет упорным, выскочка - лидером, а жадный - бережливым.
Как выяснилось, быть воспитателем в современных условиях, это очень нелёг-кий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, современный воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером
Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родными, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим. Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.
Быть воспитателем, значит много и упорно работать. Да, порой придется забывать о своей личной жизни. Но наградой этому будет благодарные дети, адаптированные к жизни в социуме.
Свою задачу вижу в том, чтобы помочь стать ребёнку собой, раскрыть свой потенциал и выстроить свой жизненный путь, не переделывать, а понять и принять его таким, какой он есть, развить, обогатить личность ребенка знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом, стать для своих малышей близким другом, к которому они в любой момент могут обратиться за помощью и доверить свои детские секреты. Это не всегда легко, но я ищу, пробую, ошибаюсь, работаю над собой, радуюсь успехам.
Самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром, умение воспитывать эти качества в своих детях.