admin писал(а):Воспитатель года Башкортостана - 2016. Эссе
Эссе «Я – воспитатель» Айдашевой Натальи Николаевны, воспитателя МАДОУ «Солнышко» с.Бурибай МР Хайбуллинский район РБ
Известный педагог К.Д.Ушинский сказал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». На первый взгляд может показаться, что работа воспитателем не требует определенных навыков и умений. Такие заблуждения нередки среди тех, кто никогда не сталкивался с этой профессией.
Легко ли быть воспитателем? Трудно, но безумно интересно! За что я люблю свою профессию? За то, что она мне позволяет каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость каждого дня, за то, что моя профессия была и будет всегда. А каким же воспитателем хочу быть я, Айдашева Наталья Николаевна, выпускница Орского педагогического колледжа и Магнитогорского государственного технического университета?
Прежде всего, этически грамотным и педагогически верным. Ведь от того, насколько я смогу почувствовать нотку каждой детской души, зависит будущее ребенка и, не побоюсь этого слова, республики и страны в целом. Детская душа - это ранимый инструмент, но в то же время он очень гибкий, им можно управлять, лепить из него все, что угодно. Но для того, чтобы не навредить этой хрупкой душе, нужно иметь достаточный уровень образования, идти в ногу со временем. Здесь как нельзя лучше мне помогает Профессиональный стандарт. Традиционный педагог уходит в прошлое. На смену ему приходит педагог - исследователь, педагог - руководитель проектов, педагог с нестандартным стилем мышления. Каждый день наш большой детский сад распахивает свои двери для сотен мальчишек и девчонок, которые с удовольствием бегут в свои группы, к своим воспитателям. С радостью встречаю своих воспитанников. Все они такие разные. Я хочу увидеть, понять ребенка изнутри. Значимо для меня и создание равных условий для социального развития детей, имеющих равные возможности, и создание нового образовательного пространства, и формирование новой модели выпускника, и обучение через игру. Я не работаю, я живу воспитателем. Я живу жизнью детей, их особым детским миром, каждый день узнаю их заново. Чужих детей для меня не существует, поэтому к каждому я отношусь, как к своему, стараюсь понять его настроение, чувства. Ведь вчера это был озорной шалун, а сегодня его что-то тревожит, он не хочет играть и общаться со сверстниками. Я должна понять и помочь ребенку преодолеть трудности, которые его подстерегают в нашем мире, научить общаться со взрослыми, сверстниками, научить видеть в обычном необычное и радоваться новому, неизведанному. Для меня важно получить доверие детей и крепить его.
Работая с детьми и их родителями, мне самой иногда приходится обращаться к опытным коллегам нашего большого педагогического коллектива, в котором все такие разные, но взаимодополняющие друг друга. С вопросами психологического развития детей иду к психологу, если требуется помощь в вопросах организации образовательного процесса, иду к опытным педагогам. Я благодарна судьбе за то, что на моем пути встретились эти люди–знатоки своей профессии, которые помогают мне раскрыться как педагогу. Я многому у них учусь. Как воспитатель, я хочу обладать багажом знаний и инноватики, уметь достойно преподнести детям новый материал, но и не забывать о народной педагогике. От своих коллег учусь обладать личностными качествами: педагогическим тактом, умением создать комфортный микроклимат, ответственностью.
Для успешной социализации ребенка воспитатель должен как можно ближе знакомить его с повседневной жизнью, учить любить окружающий мир, причем этот мир должен расширяться до космических просторов и сужаться до границ родного села и дома. На примере родной башкирской природы, можно показать, как разнообразен мир вокруг, как уникальна и неповторима природа родного Хайбуллинского района; как почетен труд шахтера, металлурга, простого рабочего можно показать на примере родного села. И это не только социализация ребенка в обществе, это еще и патриотическое воспитание, воспитание толерантности в каждом ребенке. Многонациональный Башкортостан тем и хорош, что здесь уютно и комфортно человеку любой национальности. Это ли не актуальная тема в свете бесконечных конфликтов? Пройдет какое-то время, и население моего села будут составлять мои выпускники. Именно к ним пойдем лечиться, именно они будут решать проблемы села, района, республики, работать в сельском хозяйстве.
Воспитатель должен уметь работать не только с детьми, но и с родителями. Это соответствует принципам Федерального государственного образовательного стандарта и является важным компонентом. Чем теснее налажен контакт между мной и семьей ребенка, чем легче работать с детьми. Ведь для воспитания успешного ребенка нужно быть одной командой. Ценю, что родители обращаются ко мне за советом, разъяснением.
Раннее утро. Наше село еще спит, а я спешу к своим малышам. По привычке отмечаю вспыхивающий свет в окошках. А ведь там, за окнами, мои ребята, которые спешат ко мне на встречу. По пути я продумываю предстоящий день с малышней, ведь я должна сделать так, чтобы каждый день пребывания в детском саду был неповторим для ребенка. Именно тогда ребенок « хочет в садик», а вечером с сожалением уходит домой. Это лучшая похвала для меня - воспитателя. Значит, день прожит не зря, значит, завтра будут новые открытия, значит, еще одним счастливым ребенком на сегодня стало больше. От этой мысли у меня поет душа:
Как хорошо, что мне начертано судьбой
В мир детства окунуться с головой!
Как хорошо, что в этот мир приходят дети,
Их звонкий смех и озорство в глазах.
Как хорошо, что мы за них в ответе,
И будущее их у нас в руках!