Талибуллина Олеся » 13 мар 2016, 19:24
«Чтобы дать ученику искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света...»
В.А.Сухомлинский
Я - учитель
Каждый, избравший профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет обучать и воспитывать. Вместе с тем, учитель отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть учителем, наставником, педагогом.
Могу ли я рассуждать о сущности моей педагогической философии, ведь я в школе работаю всего два года. А почему бы и нет? Каждый день, входя в класс, решаю проблемы обучения в их широком значении – воспитывающем и развивающем. И в определенном смысле именно педагогическая философия задает вектор мышления и дает направление в решении обобщенных педагогических проблем.
Размышляя о философии моей педагогической деятельности, я задаюсь важным вопросом «Каким должен быть современный учитель?». Безусловно, профессионалом: учитель должен прекрасно владеть учебным материалом, уметь доступно и результативно излагать материал обучающимся, обучать школьников способам организации собственной учебно-познавательной деятельности. Но самого по себе профессионализма мало. Крайне важно, чтобы учитель был личностью творческой, саморазвивающейся. Ведь именно учитель оказывает колоссальное влияние на формирование мировоззрения ученика.
Современный учитель призван быть и артистом, и художником, и писателем, и певцом, но при этом навсегда оставаться и учеником. Хороший учитель постоянно должен продолжать учиться: учиться работать над собой, общаться с ребятами, готовиться к уроку. Можно сказать, что педагогическая деятельность подобна мозаике: образ складывается из кусочков, каждый из которых необходимо подобрать по цвету, форме, размеру.
Убеждена, что в педагогике должны быть и свои профессиональные заповеди, например, мне помогает такая: «Полюби своего ученика и помоги ему через обучение, воспитание познать самого себя». Весь смысл работы с детьми заключается в бесконечном познании неизвестного, стремлении узнать большее.
Я – учитель географии, поэтому на многие волнующие меня вопросы ищу ответы у самой природы. Вместе с детьми учимся добывать знания не только в стенах школы, но и в интересных походах, на познавательных экскурсиях, туристических слетах. Моей целью является не только стремление дать ученику знания об окружающем нас мире, богатейших запасах полезных ископаемых стран, особенностях культуры, обычаев различных этносов планеты Земля. Прежде всего я стараюсь воспитывать в детях осознание того, что они принадлежат к единой семье – Человечеству. Так, глубже изучив природу и историю родного края, ребята начинают понимать, что тонкое деревце, звонкий ручей, трель соловья создают в их сердцах образ своей малой и большой Родины.
На уроках стараюсь организовать живой процесс обучения, применяя на практике учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез; побуждаю обучающихся к рефлексивному, критическому, творческому мышлению, моделированию ситуаций, аргументации. Поисковый подход предполагает обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, создает возможность самостоятельно развивать учащимися свой новый опыт. Ребята ведут избирательный поиск необходимой информации, не переписывают чужую работу по заданной теме, выдавая ее за свой проект, а действительно работают над интересующей их темой.
Безусловно, современной школе нужен современный учитель. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых учебных программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности учителя.
На мой взгляд, учитель должен иметь активную гражданскую позицию, участвуя в принятии решений, касающихся реформ образования, отстаивая свои позиции, взгляды на развитие общества. Важно помнить, что учитель – это главный организатор и навигатор движения на пути к знаниям. Он обладает силой, питающей, пробуждающей молодые умы к жажде открытий, саморазвитию.
Рассуждая о личностных качествах учителя, главными я называю доброту и любовь к детям, понимание и оптимизм. Обучая и воспитывая детей, учитель является посредником между ребенком и познанием действительности, общества. А это значит, что нравственные ценности, морально-этические нормы транслируются ученику, неся в себе личностные черты учителя, его оценки, мировоззрение. Важно помнить о том, что каждое слово, каждый жест, каждое движение – это пример для открытых сердец учеников.
Самыми главными профессиональными ценностями педагога считаю интерес к инновациям в области информационных технологий, оригинальность мышления, стремление к поиску решений нестандартных задач в исследовательской деятельности. Учитель должен быть справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.
Да, на профессиональном пути учителя встречается множество трудностей. При этом у педагога всегда есть возможность реализовать свой творческий потенциал, почувствовать удовлетворение от проделанной работы, получить мощный заряд энергии для движения вперед. Главное – дерзать, творить, меняться.
Свою главную учительскую и человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку стать размышляющей, самодостаточной, творческой личностью. Воспитание творческой личности, способной свободно и самостоятельно мыслить, человека, который смог бы противостоять негативным соблазнам нашего времени – это и есть, моя педагогическая философия.