Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Модераторы: Абулгатина А.С., Абуталипова Э.Н.

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение ЛилияS » 11 окт 2015, 08:19

В большинстве случаев ребёнку с соматическим неблагополучием тяжело найти контакт с окружающими его детьми, что вызывает отклонения в его психическом развитии. У школьников с ограниченными возможностями здоровья можно наблюдать разные нарушения, так например: плохое зрение, слух, речь или вовсе их отсутствие, а также задержка психического развития, нарушения опорно-двигательной системы и др. Если же родителям, педагогам, психологам удается вовремя оказать педагогическую поддержку таким детям, то это позволит частично или полностью предотвратить имеющиеся нарушения. Под педагогической поддержкой мы понимаем оказание превентивной и оперативной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации в современном обществе.
Cулейманова Л.И.
ЛилияS
 
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 03 фев 2015, 19:04

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение ЛилияS » 11 окт 2015, 08:20

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо согласованное участие квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей), необходимо включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Cулейманова Л.И.
ЛилияS
 
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 03 фев 2015, 19:04

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение Рахимзянова » 11 окт 2015, 18:54

Инклюзия – это процесс увеличения степени участия каждого ребенка в образовательном процессе, а также процесс уменьшения степени изоляции ребенка во всех процессах, происходящих внутри ОУ и социально-культурной среде города
Рахимзянова
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 05 окт 2015, 16:09

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение Рахимзянова » 11 окт 2015, 18:55

Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Рахимзянова
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 05 окт 2015, 16:09

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение ЛилияS » 12 окт 2015, 11:27

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда/
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-раэвивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ является оснащение его специальным оборудованием:
•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
Cулейманова Л.И.
ЛилияS
 
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 03 фев 2015, 19:04

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение Абулгатина А.С. » 13 окт 2015, 04:10

ЛилияS писал(а):Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда/
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-раэвивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ является оснащение его специальным оборудованием:
•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, в том числе с особыми образовательными потребностями, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В обобщенном виде под термином «образовательное пространство» понимается множество объектов, между которыми установлены отношения. Образовательную среду и пространство следует рассматривать как составные части социального пространства. Минобрнауки России качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов напрямую связывает с созданием образовательной среды, обеспечивающей реализацию особых образовательных потребностей данной категории обучающихся.В соответствии с письмом Минобрнауки России от 28 октября 2014 г. N ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного инклюзивного образования» развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее и данную позицию Минобрнауки РФ рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (письмо от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"). Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных организациях.Совместное (инклюзивное) обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся обучающихся признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. В соответствии п. 27 ст. 2 Закона: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». При этом к образовательным организациям, реализующим в своей работе модели инклюзивного образования предъявляются требования наличия: специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционных методов, технических средств, специально подготовленных педагогов, медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами. В результате реализации государственных программ инклюзивность должна стать направлением изменений всей системы современного образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Абулгатина А.С.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 31 янв 2014, 05:33

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение Абулгатина А.С. » 13 окт 2015, 04:27

Нарбулатова Эльмира писал(а):Здравствуйте. К таким подходам и относится инклюзивное(включенное) образование. Это процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся обучающихся признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. В соответствии п. 27 ст. 2 Закона: «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». При этом к образовательным организациям, реализующим в своей работе модели инклюзивного образования предъявляются требования наличия: специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционных методов, технических средств, специально подготовленных педагогов, медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.
Расстройства аутистического спектра (РАС) являются одной из наиболее часто встречаемых групп нарушений в детском возрасте. Являясь первазивным нарушением, аутизм захватывает все стороны жизни ребенка, помимо трудностей социального взаимодействия проявляясь в наличии ограничений в собственной активности (в том числе в стереотипных формах поведения), сужении круга интересов, трудностях восприятия и обработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, снижении способности к воображению и др. При этом отмечается значительное разнообразие в выраженности проявлений аутизма. Для оказания квалифицированной помощи детям с РАС создана сетевая инновационная площадка на базе трех образовательных организаций республики - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 87 Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее-РБ) (руководитель - Абуталипова Э.Н.), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 Советского района городского округа город Уфа РБ (руководитель – Абулгатина А.С.), Государственное общеобразовательное учреждение Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 63 VIII вида (руководитель – Юсупова Г.Х.). В практике специалисты используют как зарубежные (АВА, ТЕАССН, Floortime и др.), так и отечественные подходы (например, эмоционально-уровневый подход (О.С.Никольская и др.)). При этом адаптированию и модификации в целях обучения, воспитания и развития детей с РАС подлежат: программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; способы учебной работы с обучающимися с РАС (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.). Говоря о возможности использования в работе с аутичными детьми методик и программ коррекционно-развивающей работы, не ориентированных изначально на эту категорию детей, следует отметить, что в учреждениях используются программы, пособия, разработанные для детей с задержкой психического развития, детей с общим недоразвитием речи и др. Но достаточно эффективным это является только в тех случаях, когда речь идет о помощи аутичным детям, имеющим неярко выраженные аутистические проявления и при условии систематического использования специалистами индивидуального подхода (учет сильных сторон в развитии ребенка, создание и (или) повышение мотивации в процессе выполнения заданий, учет типичных трудностей, постепенное введение ребенка в ситуацию фронтальных занятий и пр.). В случае, когда речь идет об осложненных формах аутизма (например, сочетание аутизма и умственной отсталости, сочетании аутизма и сенсорной алалии и пр.), глубоких нарушениях контакта и работоспособности, эффективными оказываются только специально разработанные для детей этой категории специальные индивидуальные программы развития с использованием методик, в полном объеме учитывающие типичные трудности и имеющие широкий арсенал методов и приемов достижения поставленных задач с учетом имеющихся у ребенка трудностей.
Абулгатина А.С.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 31 янв 2014, 05:33

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение Абулгатина А.С. » 13 окт 2015, 04:31

Aygul21 писал(а):Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, обучающихся в обычных классах. Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода; также недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ, привлечения их к активному участию и сотрудничеству, важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей - инвалидов в школу.

В настоящее время в Башкортостане насчитывается более 48 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 18 лет. В образовательных организациях региона обучаются более 42 тысяч детей с ОВЗ, из них на дому — около 2,5 тысячи. В обычных школах наряду со здоровыми детьми учатся 15 тысяч детей-инвалидов, из них четыре тысячи обучаются в специальных коррекционных классах, около 11 тысяч — в массовых классах. 600 детей с ОВЗ пользуются дистанционной формой обучения. Среди школьников данной категории есть дети с умственной отсталостью, нарушениями речи, слепые и слабовидящие, глухие, с синдромом Дауна и нарушениями аутистического спектра. Всего в республике насчитывается 37 специальных коррекционных учреждений. Ежегодно из всех общеобразовательных организаций региона выпускается порядка 500 детей-инвалидов.В результате реализации государственных программ инклюзивность должна стать направлением изменений всей системы современного образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Организация обучения детей-инвалидов в образовательных учреждениях общего типа преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Абулгатина А.С.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 31 янв 2014, 05:33

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение Абулгатина А.С. » 13 окт 2015, 04:33

ЛилияS писал(а):В основе построения модели инновационного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья лежат теоретические положения, которые включают следующие принципы: а) принцип комплексности диагностики отклонений в развитии; б) принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи отдельных отклонений в развитии и первичных нарушений; в) принцип педагогической конфиденциальности; г) принцип многоуровневой дифференциации -организация детей не по возрасту, а по уровню развития; д) принцип новизны, позволяющий опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу ребенка; е) принцип динамичности, заключающийся в постоянном углублении и расширении целей по коррекции, обучению, развитию ребенка; ж) принцип интеграции знаний в единое поле деятельности, способствующий адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.

3. Основными компонентами модели инновационного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья являются: а) механизмы отбора содержания образования, обеспечивающие введение специальных разделов, учитывающих задачи социальной адаптации детей; б) особая организация обучения с использованием технологий коррекционно-реабилитационной направленности; в) специфическая пространственно-временная организация образовательной среды, включая пролонгирование процесса обучения за рамками образовательного учреждения; г) согласование действий квалифицированных специалистов разных профилей, участвующих в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.


На обсуждение педагогической общественности вынесены структура, примерное содержание и условия реализации коррекционного компонента основной образовательной программы основного и среднего общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Данный проект размещен на сайте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». Также на сайте университета находятся проект специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования; Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; приказы Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. № 1598, «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 г. № 1599.
Абулгатина А.С.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 31 янв 2014, 05:33

Re: Инновационные подходы к созданию образовательной ...

Сообщение Абулгатина А.С. » 13 окт 2015, 04:37

ЛилияS писал(а):Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда/
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-раэвивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ является оснащение его специальным оборудованием:
•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.


В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.
Абулгатина А.С.
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 31 янв 2014, 05:33

Пред.След.

Вернуться в Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron