ЛилияS » 28 сен 2015, 13:57
В центре обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - раскрытие способностей каждого ученика. Преследуя данную цель, в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я ориентируюсь на реализацию следующих технологий обучения на своих уроках для повышения эффективности образовательного процесса:
Технология проблемного обучения
На уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Например, при изучении темы «Лекарственные растения» в 3 классе на этапе актуализации опорных знаний, сообщении темы и целей урока, прежде чем объявить тему урока, учащимися предлагаю проблемную ситуацию. Например:
Из уст в уста передавали в древности состав сборов трав, из которых готовили целебные отвары. Но бывало, что лекарственный отвар мог стать ядом и принести не выздоровление, а смерть больному.
• Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи.
• Придумайте способ, с помощью которого можно было бы избежать такой ситуации.
Игровые технологии
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки развития устной речи с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе, что требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях: В качестве части урока (при работе с терминами).
Словарная разминка, (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Словарный аукцион. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. У меня нарезаны квадраты разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.
На уроках развития устной речи у ребят всегда вызывает интерес игра «Забывчивый покупатель». Предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из класса выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметы или картинки, изображающие предметы, продукты питания, посуда. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.
Информационные компьютерные технологии
Значительное влияние на повышение эффективности образовательного процесса оказывают информационные компьютерные технологии, в частности, презентации. Немалое значение на уроках уделяю нравственному воспитанию, которое способствует развитию в ребенке таких качеств, как гуманность, благородность. Посредством создания различных слайд-шоу по темам «Как стать добрее?», «Культура поведения», «Формула вежливости» стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам, обучаю «мастерству общения».
Здоровьесберегающие технологии и музыка
На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления провожу физкульминутки, зарядку для глаз, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Некоторые физкультминутки провожу на фоне музыкального сопровождения. Музыка как одна из технологий выполняет не только эстетическую функцию, но и развивает слуховое восприятие.
Физкультминутки
Следует отметить некоторые примеры физкультминуток, используемых мною на уроках: комплекс упражнений «Мы - спортсмены», физические упражнения для формирования правильной осанки («Великан», «Военный на параде», «Ворота»), упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица, упражнения, способствующие выработке правильного дыхания.
Таким образом, использование на уроках технологии проблемного обучения, игровых, здоровьесберегающих, музыкальных и информационно компьютерных технологий способствует повышению эффективности образовательного процесса для саморегуляции личности детей с ОВЗ и их интеграцией в общество.
Cулейманова Л.И.