Современные подходы к проектированию рабочих ...

Модераторы: Мусина Г.Г., Махмутова А.Ф.

Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение admin » 18 сен 2015, 10:59

Современные подходы к проектированию рабочих программ учителя начальных классов: опыт и проблемы
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Cfabyf P/D/ » 28 сен 2015, 12:35

Учителя достаточно умело решают задачи, связанные с определением требований к результатам, с постановкой соответствующих задач и определением педагогического инструментария по освоению учениками предметных учебных действий (особенно знаниевых и деятельностных), при этом используется уже имеющийся опыт решения такого рода проектировочных задач. А вот опыта проектирования в программе конкретного предмета способов и средств освоения учениками метапредметных УУД у педагогов до настоящего времени не было (их просто этому никто специально и не учил).

Хохлова С. Д. Готовность учителей начальных классов к проектированию предметных программ, обеспечивающих формирование метапредметных УУД учеников [Текст] / С. Д. Хохлова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 151-153.
Cfabyf P/D/
 
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 05:14

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Cfabyf P/D/ » 28 сен 2015, 12:46

Рабочая программа – это обязательный нормативно-управленческий документ, который характеризует систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом для определенного класса (группы). В своей рабочей программе педагог конкретизирует, как реализуется образовательный стандарт, учитывая возможности информационного, методического, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся. Педагог в соответствии с этими условиями определяет последовательность изучения тем, количество часов, формы обучения и т.п.
ОУ самостоятельно разрабатывает Положение о составлении рабочих программ.
Рабочая программа должна быть написана общепринятым в научной литературе языком, не допускающим различных толкований, кратко и четко.
Рабочая программа выполняется в двух экземплярах. Один хранится в методическом кабинете или у администрации ОУ, а второй – у учителя.
Cfabyf P/D/
 
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 05:14

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Ланчакова Мария » 28 сен 2015, 12:58

Я считаю, что наличие удачной единой структуры для рабочей программы — показатель ее качества.
Ланчакова Мария
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 сен 2015, 05:28

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Natalya » 28 сен 2015, 15:55

Рабочие программы по предмету сейчас составляются досконально прорабатывая каждую тему, ведь нужно указать и деятельность обучающегося на уроке (причем на каждом этапе) и указать УУД на каждом этапе урока. Это порой бывает достаточно сложно.
Natalya
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 05 фев 2015, 16:06

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Наталия Викторовна » 28 сен 2015, 15:56

Я работаю учителем начальных классов более 24 лет, хотела поделиться опытом составления Рабочей программы учителя начальных классов.
Я реализую учебно-методический комплект «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
РАБОЧАЯ программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Этот документ – индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного ФГОС НОО.
Рабочая программа учителя начальных классов формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта и рассматривается методическим объединением учителей начальных классов, а затем утверждается руководителем образовательного учреждения. (Вносить изменения в данный документ после утверждения невозможно)
При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень подготовки учащихся; степень их учебной мотивации; образовательные потребности семьи, ребенка; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения и другие.
Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности. В начальной школе разрабатываем на 4 года.
Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:
• титульный лист;
• пояснительную записку;
• планирование учебной деятельности (календарно- тематическое планирование) с выделением характеристик деятельности учащихся;
• сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и об оснащении учебного процесса.
Рассмотрим подробнее наполнение каждого из перечисленных элементов.
На титульном листе должно быть указано:
• название образовательного учреждения;
• название учебного предмета;
• обозначение классов, для которых разработана рабочая программа;
• информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (ФИО учителя);
• сроки действия рабочей программы (4 учебных года);
• место для отметки о рассмотрении на заседании МО учителей нач. классов, согласовании с замдиректора по УВР и об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.
В Пояснительной записке должны быть указаны:
1. Нормативные документы с указанием года издания:
1) «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
2) Примерная программа начального общего образования по предмету;
3) авторская Программа по предмету;
4) Основная образовательная программа начального общего образования ОУ.
2. Общая характеристика учебного предмета, которая включает в себя педагогическую цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе.
3. Место учебного предмета в учебном плане.

4. Содержание учебного предмета, курса.
5. Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся.
Система оценки результатов утверждена в Основной образовательной программе школы.
6. Программно-методическое обеспечение – это те учебники, тетради для самостоятельной работы, методические пособия, которые потребуются в ходе работы.
7. Тематическое планирование по предмету.

Учителю важно видеть в каждом обычном уроке признаки новых ФГОС и чувствовать себя уверенно в новых условиях. А именно: какие УУД формируются на уроке, как обозначены метапредметные связи, какими способами ученики доходят до нужного открытия.
ФГОС требуют от учителя не изобретений, а четкого понимания целей урока и его результата.
Работает формула: новый стандарт = новый результат.
Интерактивное оборудование становится инструментом для реализации целей учителя, а с цель «украсить» урок отпадает.

Поэтому, приступая к составлению Рабочей программы, необходимо изучить ФГОС НОО, Программу УМК, по которому планируете работать, познакомиться с классом. Желаю успехов всем!
Наталия Викторовна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 сен 2015, 14:52

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Natalya » 29 сен 2015, 11:27

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в рабочих программах учебных курсов, предметов не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. Именно этот аспект рабочих программ учителя дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.
Natalya
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 05 фев 2015, 16:06

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Ирина Пантюхина » 29 сен 2015, 13:44

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.
Шаг 1. Изучение нормативной базы образовательной деятельности педагога общеобразовательного учреждения
Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.
Шаг4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования
Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся.
Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.
Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.
Шаг 8. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.
Шаг 9. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 8).
Шаг 10. Структурировать содержание учебного материала предмета, курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой темы и раздела
Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы
Шаг 12. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса
Шаг 13. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно положению о рабочей программе ОУ
Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы
Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь. Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная Рабочая программа.
Ирина Пантюхина
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 21 мар 2013, 16:12

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Мариша » 29 сен 2015, 14:21

Проектируя рабочую программу по учебному предмету, курсу учитель начальных классов вправе самостоятельно:
• Расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах количества часов, отведенных на изучение предмета учебным планом ОО.
• Раскрывать содержание разделов, конкретизировать и детализировать темы учебного предмета.
• Устанавливать последовательность изучения учебного материала и распределять его по годам обучения.
• Распределять время, отведенное на изучение учебного предмета, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОО.
• Определять основные виды учебной деятельности обучающихся в рамках разделов учебного предмета.
• Включать материал по учебному предмету, реализующий в образовательном процессе национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
Мариша
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 28 сен 2015, 17:03

Re: Современные подходы к проектированию рабочих ...

Сообщение Камалова Зифина » 29 сен 2015, 15:39

Составление рабочей программы для учителя сложный процесс,требующей много времени.Конечно интернет большой помощник для учителя. Опыт показывает,что рабочие программы необходимы для нас.
Камалова Зифина
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 29 сен 2015, 15:10

След.

Вернуться в Современные подходы к проектированию рабочих программ учителя начальных классов: опыт и проблемы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron