«Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Модератор: Ошеева Ю.В.

«Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение admin » 18 сен 2015, 10:58

«Ренессанс» школьного сочинения: текстовая деятельность ученика в формате ГИА
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Re: «Ренессанс" школьного сочинения в формировании ...

Сообщение alex.tory » 29 сен 2015, 05:10

Здравствуйте, коллеги, поздравляю с началом работы форума по такой интересной и важной теме. Продуктивного общения!
alex.tory
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 04 апр 2014, 18:36

Re: «Ренессанс" школьного сочинения в формировании ...

Сообщение Ошеева Ю.В. » 29 сен 2015, 08:05

Уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас на очередном межрегиональном интернет-педсовете.
В рамках предложенной темы «Ренессанс" школьного сочинения в формировании личности ученика и в системе ГИА» учителям-словесникам предлагается обсудить ряд очень важных вопросов:
1. Место сочинения в системе работы учителя-словесника.
Сегодня мы наблюдаем настоящее возрождение сочинения в школе. Филологи долгое время отстаивали право данного вида письменной работы на то, чтобы стать одним из ключевых видов работ в школе при подготовке обучающихся, как это было раньше. И вот сочинению уделено должное место и внимание. С другой стороны, курс на ЕГЭ внес свои коррективы. Наши ученики умеют создавать сочинения, но большей частью они характеризуются шаблонностью композиции и стандартностью мысли.
2. Подготовка учащихся к написанию итогового сочинения.
Формой допуска к ГИА с 2014 года является итоговое сочинение, подготовка к которому возложена в основном на учителя русского языка и литературы, поскольку формирование навыков текстовой деятельности входит в сферу его профессиональной компетенции.
На сегодняшний день Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России, обозначены тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года: «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы». Кроме того, к этим направлениям даются следующие комментарии:
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
«Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Как видно из приведенного комментария, оптимальной формой для создания текста сочинения следует признать жанр эссе. Следовательно, учитель уже сегодня должен сделать акцент на изучении особенностей этого жанра и на соответствующем тренинге.
3. Особенности подготовки обучающихся к написанию конкурсных сочинений.
Хотелось бы, чтобы участники интернет-педсовета поделились своими предложениями и опытом в рамках обозначенных вопросов. Нам, безусловно, есть что обсудить. Кроме того участники педсовета могут выкладывать на данном форуме готовые сочинения для их последующего обсуждения и оценивания коллегами.
Желаем всем плодотворных дискуссий!
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 12:59

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение tatavasil@mail.Ru » 29 сен 2015, 16:07

Уважаемые коллеги! Действительно, возрождение сочинения в школе должно внести свои коррективы в сознание молодых людей. Ведь ожидаемый результат – это увеличение роста интереса учащихся к чтению, развитие их умения формулировать и излагать свои мысли, а также грамотно изъясняться. Но к результатам мы придем, если будем работать как звенья одной цепи с начальной школой. Чтобы избежать шаблонности композиции и стандартности мысли мы должны требовать правильного изъяснения своего ответа не только на уроках словесности.
tatavasil@mail.Ru
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 сен 2015, 15:25

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение ирина28 » 29 сен 2015, 18:12

Добрый день уважаемые коллеги! Рада участвовать в педсовете.
ирина28
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 01 фев 2015, 18:33

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Чернова А.В. » 29 сен 2015, 18:15

На уроках русского языка и литературы всегда уделялось большое место формированию навыков связной речи. Данный вид деятельности очень многогранен. Один из способов развития речи — написание сочинений разных видов. Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении всех школьных лет. От небольших сочинений и рассказов по сюжетным картинкам обучающиеся приходят к написанию сочинений - рассуждений на морально-этические темы. Начиная с первого класса, ведется постепенная работа по развитию навыка связной речи. И логическим завершением становятся экзаменационное сочинение. Сочинение нацеливает ученика на необходимость иметь собственное мнение, грамотно излагать его в письменной форме. Оно имеет метапредметное значение, занимает важное место в социализации школьников, способствует развитию мобильной, креативной, готовой к саморазвитию личности, способной мыслить ярко, индивидуально и принимать нестандартные решения.
Чернова А.В.
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 04 фев 2014, 17:38

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Ошеева Ю.В. » 30 сен 2015, 08:27

Уважаемые коллеги!
23 сентября 2015 года преподаватели нашей кафедры приняли участие в видеоконференции, проводимой на базе лицея №123 г. Уфы. Тема была весьма актуальной ("Золотая полка юного читателя"), и общение было организовано с учителями и учащимися школ разных городов России.
Обучение написанию сочинения в школе напрямую связано с тем, что читает ребенок и много ли он читает.
Можно с уверенностью утверждать, что замечательных произведений создано огромное количество, что выбор книги для чтения диктуется временем, вкусами, модой и проч. Но очевидно и то, что есть книги, которые закладывают определенный жизненный фундамент молодого человека, книги, которые нельзя не прочитать.
Предлагаем и вам, участникам нашего форума, также подумать над тем, какие бы книги вы поместили на виртуальную полку современного юного читателя (максимум 10 книг), вкратце прокомментировав каждую из них.
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 12:59

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение alex.tory » 30 сен 2015, 11:08

Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила.
Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
alex.tory
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 04 апр 2014, 18:36

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение alfira.muhamadiarova » 30 сен 2015, 16:27

Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Не секрет, что большинство учителей стараются обойти этот вид деятельности, отдавая предпочтение диктантам и изложениям, или, в лучшем случае, практикуя домашние сочинения, объясняя это, как правило, беспомощностью учащихся. Можно было бы избежать трудностей, если бы обучение сочинениям начиналось в начальных классах, когда ребенок еще легко выходит за границы норм и правил. Взрослые же должны отказаться приноравливать детское восприятие окружающего под свое, научиться видеть ростки творчества. Необходимо дать возможность школьникам проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Цель сочинения – интеграция знаний, представлений, опыта, которые получает ребенок из различных источников. Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, – это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания – с первых дней обучения в школе.
1. Гомер «Одиссея». Эпическая и героическая поэма-откровение. Уникальна тем, что произведение, написанное почти три тысячи лет назад, дошло до нас в первозданном виде. Богато легендами, описаниями опасных приключений и экзотических стран.
2. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея». Драматичная история молодого человека, ставшего жертвой своего желания вечной молодости. Самый скандальный, вызвавший огромные разногласия, роман великого английского писателя, по мотивам которого по сей день появляются новые экранизации и постановки.
3. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста». История нелегкой судьбы маленького сироты Оливера, поднимающая проблемы семьи, дружбы, затрагивающая темы добра и зла, справедливости.
4. Иоганн Гете «Фауст». Многократно экранизированная трагедия, сюжет которой взят из старой истории о докторе-алхимике, продавшем душу самому дьяволу, отвергнувшем науку и религию, и слывшим чернокнижником. При каждом прочтении произведения открываются новые скрытые глубинные истины бытия.
5.Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Гениальное произведение великого русского писателя, актуальное и популярное по сей день. Темы преступления, наказания, любви, свободы, гордости переплетаются в детективном сюжете о событиях, происходящих в жизни главного героя, и заставляющих задуматься о ценностях, о смысле жизни.
6. Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества». В основе произведения лауреата Нобелевской премии лежит история нескольких поколений семьи Буэндия. Роман создан из притч, легенд и мифов. Основная мысль – взаимоотношения и солидарность людей друг к другу.
7. Эрнест Хемингуэй «Старик и море». Описание жизни рыбака Сантьяго, борющегося каждый день за выживание, но старающегося видеть в мире только прекрасное. Произведение полно символических образов, в основе повести описание внутренней силы, воли, мудрости человека.
8. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Самое знаменитое, автобиографическое произведение Экзюпери, сказка-притча о маленьком принце с другой далекой планеты, дополненная авторскими рисунками, затрагивающая темы дружбы, верности, любви.
9. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Захватывающий своими сюжетными линиями – историей, мистикой, любовными отношениями — роман великого русского писателя, до сих пор порождает много вопросов, остается актуальным и популярным среди читателей любых возрастов.
10. Л.Толстой «Война и мир».
alfira.muhamadiarova
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 сен 2015, 10:49

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Чернова А.В. » 30 сен 2015, 17:27

Нужно отметить, во-первых, что современным детям меньше нравится читать, чем их сверстникам 20 лет назад. И, во-вторых, сегодня в детской и молодёжной среде( в читающей её части ) популярны фэнтези, лёгкий детектив и развлекательная литература. Но может, проблема не в том, что дети не читают, а в том, что мы мало с ними разговариваем о том, что они читают? Современные социологические исследования показывают, что происходит не кризис чтения, а смена его «модели»: то разнообразие книг, которого не было у мам и бабушек, приводит к тому, что дети начинают чётко разграничивать «книги для школы» (деловое чтение) и «книги для себя» (досуговое чтение).
А программа, которая не меняется десятилетиями — а между тем, выходят новые, интересные книги, и дети, возможно, с охотой обсудили бы именно их — приводит к тому, что чтение начинает делиться на «чтение для дела, чтобы успевать в школе», и «чтение для себя». Я бы отметила эти произведения:
- Юрий Яковлев «Разбуженный соловьями» (проблемы постижения прекрасного в природе, влияния красоты на душу ребёнка);
- Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро» (о жестокости группы («толпы») подростков по отношению к девочке, не похожей на них);
- Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» (о познании окружающего мира).
- Людмила Петрушевская «Глюк»,
- Людмила Улицкая «Дочь Бухары»;
- Сергей Клочков «Лунь»,
-Михаил Сегал «Почему старик ещё жив?»,
Произведения посвящены вопросам ­нравственного характера: человеческие ценности, отношения человека к своим близким, к своим поступкам, цинизм и самоотрицание человека и общества, мироустройство и место человека в этом обществе.
Чернова А.В.
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 04 фев 2014, 17:38

След.

Вернуться в «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая деятельность ученика в формате ГИА

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron