«Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Модератор: Ошеева Ю.В.

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Якшыбаева З Г » 10 окт 2015, 15:24

Казанцева писал(а):Научить детей написать сочинение – работа не одного дня. Это целенаправленная, кропотливая и творческая работа учителя с учащимися. На первом месте – научить детей мыслить, выражать свое мнение, отстаивать его аргументировать примерами не только примерами из литературных источников, но использовать жизненный опыт.

Уважаемая, Казанцева.Я полностью согласна с вами.Действительно,работа над сочинением трудна,требует постоянной работы над собой,над развитием речи,логического мышления.Эта работа должна вестись уже с начальных классов.Развивать речь, расширить кругозор помогут составление текстов по картине,по данному сюжету,работа над выборочным изложением.
Якшыбаева З Г
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 29 сен 2015, 15:55

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Чернова А.В. » 11 окт 2015, 06:20

В школах для учащихся 10—11-х классов нужно вводить элективный курс, состоящий из нескольких блоков:
1. Теория литературы (восприятие литературного произведения как идейно-­художественного единства, выявление особенностей произведения).
2. Теория сочинения (знакомство с различными жанрами литературного творчества).
3. Практикум по написанию сочинения (решение задач практического характера, направленных на предупреждение ошибок, формирование умения составить характеристику героя, цитатный план сочинения и т. д.).
Такой учебный курс должен сочетать не только работу с программными произведениями, но и опираться на коммуникативные практики учащихся старших классов, выходящие за рамки урока (участие в различных форумах, конференциях и др.).
Чернова А.В.
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 04 фев 2014, 17:38

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 11 окт 2015, 06:40

Что такое классическое школьное (вплоть до выпускного) сочинение?

Это демонстрация школьником: 1) знания классических литературных текстов (и не пяти только); 2) знания уже устоявшихся (классических) оценок этих литературных произведений, данных исследователями литературы и литературными критиками; 3) умения грамотно, связно и сжато изложить первое и второе; 4) навыков (только навыков!) собственного анализа; 5) собственного, если он есть, литературного стиля и, конечно, 5) языковой грамотности.

А чем страдают (в силу разных причин, в том числе и из-за «реформы образования») современные школьники?

1) Они не читали большинство произведений, входящих в школьную программу. А те, что читали, не способны запомнить и пересказать - ни устно, ни письменно.

2) Соответственно, они не способны и проанализировать то, что не читали или что не помнят.

3) Они не умеют (видимо, их никто этому не учит) написать хоть сколь-нибудь логически связный текст даже в том случае, когда имеют какое-то представление о том, о чём пишут.

4) Они говорят и пишут либо банальности, почерпнутые из Интернета, либо несут невежественную отсебятину, оправдывая это (в первую очередь - для самих себя) популярными сейчас политическими формулами: «это моё мнение» и «я так думаю».

5) Большинство из них, увы, вопиюще неграмотны. Крепкий советский троечник делал меньше ошибок, чем современные отличники. Даже в Москве!
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 11 окт 2015, 06:44

Какие темы сочинений нужно предлагать детям - литературные или свободные? Учителя, которые проводят сочинения, говорят, что дети гораздо хуже справляются со свободными темами, чем с обычными литературными. Но литературные сочинения просто шаблон, дети воспроизводят какие-то готовые формулы. Чтобы вводить сочинения на свободные темы, нужно детей готовить, причем начиная с начальной школы. Необходимо отказаться от рабочих тетрадей с вписыванием слов, нужно, чтобы ребенок с первого класса учился писать и высказывать свое мнение.
Более того, если мы будем готовить их с первого класса писать неформатные, нешаблонные работы, а к 11-му классу будем требовать с них работу по шаблону, то испортим им жизнь, потому что они не смогут вписаться в этот шаблон, привыкнув быть творческими личностями.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 11 окт 2015, 06:50

ЕГЭ создал мощный и единственный шаблон. Постепенно этот шаблон оккупировал головы учеников: школьник брал ручку — и из-под неё автоматически выливался текст ЕГЭ. Даже на олимпиаде по литературе, куда съезжались самые-самые литературно одарённые дети страны, многие работы оказывались структурно и стилистически написаны в едином егэшном ключе.
Но тексты на свете бывают не только такие. И надо обучать детей писать по-разному, в разных жанрах, используя разные стили.
Заново обучать, потому что за несколько лет отсутствия сочинения в школе многие учителя свернули такую работу, заменив её подготовкой к ЕГЭ.
А детям вообще-то есть что сказать. О себе. О том мире, в котором они живут. О том, что они поняли в жизни. И сделать это они вполне могут каждый по-своему.
Вот для того, чтобы дать им такую возможность, и возвращено в школу сочинение. Оно явилось в новом обличье, перестав быть сочинением по литературоведению («Катерина как луч света в тёмном царстве») и превратившись в сочинение межпредметное, выходящее за рамки собственно литературы, хотя на неё и опирающееся.

Нельзя, чтобы сочинение обызвествилось, само соскользнуло в шаблон. А для этого есть все предпосылки. Уже к нынешнему экзамену ушлыми издательствами были срочно сляпаны сборники сочинений на продажу (хотя темы не были известны заранее — писали что угодно, лишь бы продать).
Подобной же продукцией пестрит и интернет. Уверен, что сейчас, по темам этого года, будут написаны новые сборники, ещё толще прежних. И составителям будущих тем нужно быть мобильными, современными, креативными. Нужно придумать что-то такое, что на следующий год, у новых одиннадцатиклассников вызовет желание писать, размышлять, доказывать. Это очень непросто.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Ткачева Е.В. » 11 окт 2015, 09:32

Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы.
Как известно, тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем – то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество. Если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой.
Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.
Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Ткачева Е.В.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 06:08

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Ткачева Е.В. » 11 окт 2015, 09:35

Казанцева писал(а):Научить детей написать сочинение – работа не одного дня. Это целенаправленная, кропотливая и творческая работа учителя с учащимися. На первом месте – научить детей мыслить, выражать свое мнение, отстаивать его аргументировать примерами не только примерами из литературных источников, но использовать жизненный опыт.

Я согласна с Вами.
Ткачева Е.В.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 06:08

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 11 окт 2015, 13:04

Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 11 окт 2015, 13:11

Сочинение - это вид письменной работы, собственное рассуждение на заданную тему. Для того чтобы хорошо написать сочинение, необходимо знать тексты художественных произведений, которые включены в школьную программу, литературно-критические работы, которые посвящены данным произведениям и их авторам, биографию автора;
учащихся необходимо научить анализировать произведение в единстве формы и содержания, владеть необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы, а также научить логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать и , конечно же, учащиеся должны иметь собственную точку зрения на произведение литературы и творчество его автора.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Ахмадеева Ирина » 12 окт 2015, 14:52

Проблемой современного общества является то, что дети большую часть свободного времени проводят в соц. сетях, а там не до литературного языка, только мат да сленг. Поэтому на чтение времени нет. Читают лишь единицы.
Ахмадеева Ирина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 окт 2015, 14:42

Пред.След.

Вернуться в «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая деятельность ученика в формате ГИА

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron