Казанцева » 11 окт 2015, 06:50
ЕГЭ создал мощный и единственный шаблон. Постепенно этот шаблон оккупировал головы учеников: школьник брал ручку — и из-под неё автоматически выливался текст ЕГЭ. Даже на олимпиаде по литературе, куда съезжались самые-самые литературно одарённые дети страны, многие работы оказывались структурно и стилистически написаны в едином егэшном ключе.
Но тексты на свете бывают не только такие. И надо обучать детей писать по-разному, в разных жанрах, используя разные стили.
Заново обучать, потому что за несколько лет отсутствия сочинения в школе многие учителя свернули такую работу, заменив её подготовкой к ЕГЭ.
А детям вообще-то есть что сказать. О себе. О том мире, в котором они живут. О том, что они поняли в жизни. И сделать это они вполне могут каждый по-своему.
Вот для того, чтобы дать им такую возможность, и возвращено в школу сочинение. Оно явилось в новом обличье, перестав быть сочинением по литературоведению («Катерина как луч света в тёмном царстве») и превратившись в сочинение межпредметное, выходящее за рамки собственно литературы, хотя на неё и опирающееся.
Нельзя, чтобы сочинение обызвествилось, само соскользнуло в шаблон. А для этого есть все предпосылки. Уже к нынешнему экзамену ушлыми издательствами были срочно сляпаны сборники сочинений на продажу (хотя темы не были известны заранее — писали что угодно, лишь бы продать).
Подобной же продукцией пестрит и интернет. Уверен, что сейчас, по темам этого года, будут написаны новые сборники, ещё толще прежних. И составителям будущих тем нужно быть мобильными, современными, креативными. Нужно придумать что-то такое, что на следующий год, у новых одиннадцатиклассников вызовет желание писать, размышлять, доказывать. Это очень непросто.