«Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Модератор: Ошеева Ю.В.

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 09 окт 2015, 04:29

К моменту возвращения сочинения, на мой взгляд, наметилась серьезная проблема: за время существования ЕГЭ по русскому языку, да и не только, учащихся учили создавать тексты определенного плана и с определенным количеством слов: проблема, краткий комментарий, авторская позиция, два аргумента и краткий вывод, так как данная структура заложена в критериях проверки части С по русскому языку (сочинения - рассуждения). В написании же сочинения не должно быть шаблона: сочинение - это творческая индивидуальная работа. Сегодня надо заново обучать детей писать сочинение, писать в разных жанрах, используя разные стили, писать ясно, свободно и грамотно. Надо заново обучать написанию сочинения в школе, потому что многие учителя свернули такую работу. А детям вообще-то есть что сказать. О себе. О том мире, в котором они живут. И сделать это они вполне могут, каждый по-своему. Вот, для того, чтобы дать им такую возможность, и возвращено в школу сочинение.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Ошеева Ю.В. » 09 окт 2015, 10:23

Уважаемые коллеги!
Нас всех, конечно, интересуют не только уже известные тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 уч.г., но и хотя бы примерные формулировки тем в рамках каждого направления. Однако совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и наук РФ образцов конкретных тем не предлагает.
Вместе с тем есть краткие комментарии к тематическим направлениям, и на их основе мы можем прогнозировать, какие темы в принципе возможны. Так, о направлении «Путь» сказано: в его рамках актуализируются «конкретные и символическое значение понятия «Путь»»; предполагается «нравственное и философское его осмысление». При этом подчеркивается, что диапазон размышлений может быть широким – «от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человеке, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения» (выделено нами – авторы сообщения). Следовательно, здесь могут быть предложены как конкретные темы, разрабатываемые как путевые зарисовки, путевой очерк, так и более отвлеченные темы, связанные с выбором жизненного пути.
Вместе с тем в характеристике направлений делается такой акцент, который предполагает преобладание тем, обобщенных, тем философского характера, концептуально сориентированных на осмысление духовных ценностей человеческой жизни.
Исходя из этого кафедра русского языка и литературы Института развития образования РБ разработала перечень возможных тем итогового сочинения, которые могут оказаться предметом размышления для будущих выпускников школы.

Примерные темы итогового сочинения - 2015

Направление 1. «ВРЕМЯ»
1. «Времена не выбирают, в них живут и умирают…» (А. Кушнер).
2. «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон).
3. Делу - время, потехе - час (Поговорка).
4. Пора взросления: «трудные вопросы» отрочества и юности.
5. Проблемы «века нынешнего» (Проблемы современной эпохи).

Направление 2. «ДОМ»
1. «Родительский дом – начало начал» (М.Рябинин).
2. Мой дом – моя крепость.
3. Наш общий дом – планета Земля.
4. Хорошо на Дону, да не как в дому (Пословица).
5. Всякий дом хозяином держится (Пословица).

Направление 3. «ЛЮБОВЬ»
1. Любовь как источник поэтического вдохновения (Любовь и художественное творчество).
2. «Любви все возрасты покорны….» (А.С. Пушкин).
3. «Только влюбленный имеет право на звание человека» (А. Блок).
4. «Любовь одна, но подделок под нее – тысячи» (Франсуа де Ларушфуко).
5. Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Направление 4. «ПУТЬ»
1. По городам и весям: мои дорожные впечатления.
2. Дороги, которые мы выбираем.
3. Дорогу осилит идущий.
4. Пути-дороги человека на войне.
5. Дорога в никуда: что делает ее такой?

Направление 5. «ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ»
1. Книги (книга) с моей золотой полки.
2. «Во всем мне хочется дойти до самой сути….» (о творчестве Б.Л. Пастернака в год его 125-летия).
3. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (А.М. Горький).
4. «Настоящая литература начинается там, где происходят открытия» (В.А. Каверин).
5. Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?

Нам представляется, что обсуждение возможностей развертывания этих тем на форуме, а также видение формулировок примерных тем другими его участниками будет всем нам полезно.

Т.Н. Дорожкина, С.В. Галямова, Ю.А. Жукова, Л.Р. Першина
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 12:59

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Ткачева Е.В. » 09 окт 2015, 11:56

Система базовых текстоведческих понятий оказалась главной составляющей метапредметных результатов обучения почти по всем предметам школьного цикла, на которых в качестве основного источника обучения используется текст. До сих пор учитель-предметник не может осознанно руководить процессом создания учеником высказывания-рассуждения в устной и письменной форме, не может проанализировать созданный учеником текст в целях его усовершенствования может быть потому, что до последнего времени мы не учили этому на уроках русского языка. Требования ГИА явились стимулом к новой организации развития речи.
Ткачева Е.В.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 06:08

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Ткачева Е.В. » 09 окт 2015, 12:00

Сейчас и учителям-нефилологам тоже нужно научить ученика давать развёрнутый ответ на проблемный вопрос, в том числе экзаменационный, в форме рассуждения, научить правильно анализировать учебный текст-образец, выбирать из него и использовать нужную информацию в собственном рассуждении.
Проблема формирования текстовой компетенции является основой для совершенствования развития устной и письменной речи учащихся по всем предметам школьного цикла, так как единые государственные экзамены по всем гуманитарным предметам школьного цикла завершаются творческой письменной работой, которая представляет собой сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.
Ткачева Е.В.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 06:08

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение danilova valentina » 09 окт 2015, 14:36

Одним из основных умений ученика, важных для глубокого раскрытия темы сочинения, является способность формулировать свою точку зрения, обосновывать тезисы, приводить необходимые доказательства, что очень важно при выполнении заданий части С,поэтому умению аргументировать свою точку зрения нужно учить на уроках литературы постоянно.
danilova valentina
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 08 окт 2015, 14:20

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Альмира Б » 09 окт 2015, 15:08

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поблагодарить всех преподавателей кафедры русского языка и литературы за продуктивно проведенные курсы. Представляю сочинение, написанное по одному из концептов тем, возможно, будет интересно.( Банникова А.Н.)

« Родительский дом – начало начал…»
Тихо. Вечер. За окном идет дождь. На улице сыро и прохладно, не каждый бы захотел остаться один посреди улицы в столь пасмурную погоду. А ты сидишь в потрепанном, но уютном кресле, не торопясь попивая чаек из любимой кружки и читаешь книжку, которая так захватывает твое внимание. Комнату освещает настольная лампа, которая наполняет пространство приглушенным светом, камин, стоящий неподалеку, греет своим теплом. Я не одна- в доме мои родители и сестра, все занимаются своим делом, в то же время не оставаясь безучастными друг к другу. Это те близкие мне люди, кто не осудит и не отвергнет меня в случае глупых проступков и иногда даже серьезных жизненных неудач, кто постарается понять, помочь и простить
Мне запомнились слова Стаса Янковского, одного из российских юмористов: «Семейный очаг – это обычный очаг, который согревает дом, но только если каждый член семьи сжигает в нем частичку себя». Трудно с ним не согласиться, ведь отдавая кусочек своего времени, внимания и любви, ты получаешь куда больше, чем отдаешь. Живешь, как за каменной стеной в гармонии и счастье.
Слышала, что самое дорогое наследство, которое родители могут оставить своим детям - это счастливое детство. Полностью согласна : научить детей быть счастливыми и делиться счастьем с другими можно только в родительском доме.
В рассказе В.Токаревой « Самый счастливый день. Рассказ акселератки» , написанном в 1998 году, восьмиклассники пишут сочинение о самом счастливом дне . Лена Коновалова написала о дне, когда принимали её в пионеры (не по годам умелое попадание в учительские ожидания), Машка Гвоздёва – «наверняка пишет, что …когда у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый (счастье вундеркинда), для Загоруйко – «когда «битлсы» снова объединятся»…Самый счастливый день видится рассказчице таким: «Мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке».
Отношения девочки с мамой не совсем обычные - складывается ощущение, что мама- это ребенок, а ребенок- это мама. Она , уходя из дома, оставляет ключи под ковриком и сообщает об этом в записке, приходит домой расстроенная –«Сидит на моей постели и дрожит, как сирота. Я говорю: « Ложись со мной. Я тебя присплю. » Мама героини абсолютно инфантильна, но о ней она рассказывает с неизменной снисходительной нежностью.
Вспоминая тот счастливый день, девочка пишет: «Меня все любили и откровенно мной восхищались. И я тоже всех любила…У меня глаза папины, у папы- бабушкины…Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и то же. И были как дерево: бабушка- корни, папа- ствол, я- ветки, которые тянутся к солнцу».
Самый счастливый день- когда все были на своих местах: у папы была мама, а она была папе дочерью, бабушке- внучкой. По мысли автора, только логика существования семьи- старики, родители, дети, все на своих местах, похожие друг на друга и любящие друг друга- обеспечивает настоящее счастье.
Но сочинение не заканчивается простым пересказом. Героиня добавляет:
« Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня еще не было. Он у меня- впереди». И это не просто логичный финал - героине тринадцать, и счастье у неё действительно впереди. Это тот самый истинный посыл, заложенный автором.
« Родительский дом – начало начал»…Эти строки из песни на стихи М.Рябинина очень точно отражают идею рассказа В.Токаревой. Человек рождён для счастья, и только в семье, в родительском доме, можно научиться ценить самое главное : любовь и взаимопонимание; начать постигать истинные человеческие ценности. Наше будущее во многом зависит от того, какие приоритеты были расставлены в семье.
«Береги платье снову, а честь смолоду»,-благословляя, давал наставления Андрей Петрович Гринёв своему сыну Петру. В семье князей Болконских Николай Андреевич, сам занимаясь воспитанием детей, поучал, что «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». И Павлуша Чичиков был похож на своих родителей, а отцово « береги и копи копейку» стало его жизненным девизом. Возможно, и Молчалин многого добьется в жизни, так как он жил по завещанию отца: «угождал всем людям без изъятья»- хозяину, начальнику, слуге, швейцару, «собаке дворника, чтоб ласкова была». Вот оно то начало дороги жизни, которое одних, возможно, приведёт к материальному благополучию, а других- к храму, а может, как Андрея Болконского, к постижению «чистой божеской любви»…
Незаметно подкралась ночь. Дождь перестал. Дома совсем тихо - все спят. А на душе светло и радостно. Как я люблю своих родителей!
Альмира Б
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 09 окт 2015, 14:59

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 09 окт 2015, 18:51

Итоговое сочинение - это не сочинение по литературе, оно имеет надпредметный характер, проверяет уровень речевой культуры. Поэтому ответственность за качество этой работы должна лежать не только на учителе-словеснике, а вообще на всем педагогическом коллективе школы. Но отвечает за все один учитель-словесник. Учитель должен научить ученика писать сочинение. Для этого необходимо поднять и отряхнуть от праха нашу многолетнюю и очень плодотворную методику обучения сочинениям, которая была и в российских дореволюционных, и в советских школах, выбрать из нее в тех аспектах, которые нужны нам сегодня, рациональные зерна. Почему бы не вернуть то, как учили, как умели писать наши родители и наши дедушки и бабушки.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 09 окт 2015, 18:53

Цель, которая преследуется введением сочинения, – повысить значимость предмета литературы, развить устную речь, кругозор молодых людей.
Не секрет, что в интернете можно найти сочинения практически на любую тему. Но для того, чтобы успешно защитить свой проект, необходимо много читать, знать литературные произведения, иметь грамотную речь. Вопрос о том, будет ли это сочинение на литературную или на «свободную» тему, тоже пока открыт. Чтобы хорошо написать сочинение по литературному произведению, нужно это произведение прочитать. Да и не только это, а и много других. Написать сочинение на свободную тему тоже совсем непросто. Для этого у школьника должно быть то, о чем сказать, что приобретается с жизненным опытом, которого у выпускника еще недостаточно.
На данный момент больше вопросов, чем ответов, но совершенно очевидно, что для того, чтобы успешно писать и защищать свое сочинение, старшеклассникам необходимо читать хорошие литературные произведения, и чем больше, тем лучше! Возвращение сочинения добавит сложности не только школьникам. Учителям русского языка и литературы придется готовить выпускников сразу к двум испытаниям: ЕГЭ по русскому языку, который никто не отменял, и к сочинению.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Казанцева » 10 окт 2015, 04:08

Литература всегда оказывала определенное влияние на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать. Неслучайно 2015 год объявлен годом литературы.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Казанцева
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 16:42

Re: «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая ...

Сообщение Якшыбаева З Г » 10 окт 2015, 15:16

[quote="маврина лариса"]
Ученики осознают значимость предмета, но в современных условиях старшеклассники сталкиваются с проблемой нехватки времени для вдумчивого прочтения произведений. Программа по литературе обширная и трудная (9, 10 классы). Часов на детальное изучение лучших образцов классической литературы мало.
Уважаемая, Маврина Лариса. Я полностью согласна с вами.Действительно, программа по литературе обширная и трудная, часов на литературу в национальной школе очень мало,например: в 5 кл.отводится 3 часа, в 6 кл.тоже 3, в 7 и 8-м кл.по 2 часа в неделю. В хрестоматии текстов,тем много, из произведений дается только отрывок, теперь дети не читают,не ходят в библиотеку. У нас школьного библиотекаря нет (ставки нет),поэтому, я думаю,были бы эти произведения полностью в хрестоматии, дети читали бы хотя бы то, что дано в учебнике.Часов на подробное изучение какого-либо произведения очень мало.как в этих условиях научить детей писать сочинение?
Якшыбаева З Г
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 29 сен 2015, 15:55

Пред.След.

Вернуться в «Ренессанс» школьного сочинения: текстовая деятельность ученика в формате ГИА

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron