Казанцева Г.Н. » 07 окт 2015, 18:22
Несмотря на внедрение в последние два десятилетия многочисленных инновационных технологий в систему современного образования традиционный «безличный» подход продолжает оставаться доминирующим. Существует множество организационных и психологических причин такого положения дел. Личностно-ориентированное обучение, о котором так много говорят в последнее время, не реализуется, прежде всего, на уровне непосредственного контакта обучающего и обучающегося.
В частности, в системе музыкального образования основной причиной этого, по нашему мнению, является ориентация преподавателей в процессе формирования музыканта-профессионала и музыканта-педагога на традиционное «наполнение» студентов информацией и формирование у них навыков и умений. При этом делается мощный акцент на развитии у студентов-музыкантов узкого круга специальных способностей (музыкального слуха, вокальных данных, моторной техники и т.п.) на основе индивидуального для каждого учащегося уровня развития его общих способностей (интеллект, способности к обучению, моторные). Однако индивидуально-личностные особенности будущих музыкантов-профессионалов в процессе обучения, как правило, не учитываются; в лучшем случае преподаватели ориентируются на них интуитивно, неосознанно. В результате профессиональное развитие музыканта как цель в той или иной мере достигается (прежде всего в том, что качается специальных знаний и навыков), но становление личности музыканта-профессионала (как основная цель специального образования) не происходит.
На наш взгляд, теория и технология, позволяющие осуществить подлинное личностно-ориентированное обучение, наиболее полно реализованы в контекстном подходе научной школы А.А. Вербицкого.
При традиционной схеме обучения учитель занимает авторитарную позицию, возвышающуюся над учеником. В худшем варианте это приводит к тому, что учащийся выступает не как цель, а скорее в роли средства для самоутверждения педагога, для проявления им своих знаний и умений. Личностно-ориентированное образование предполагает равенство позиций двух личностей, при сохранении ведущей роли педагога. С точки зрения контекстного подхода профессиональное развитие может и должно осуществляться не только в контексте будущей профессиональной деятельности, но и в контексте личности студента. Такой подход расширяет контекст общения педагога и студента, наряду с техническими вопросами включая в него процесс самоосознания учащегося. В свою очередь, это самоосознание включает как осознание студентом своих навыков («Что я могу?»), так и – что даже более важно – личностное самопознание («Кто я?» и «Какой я?»), которое должно сопровождаться личностным творческим ростом.
Мы рассматриваем музыкальные способности как проявление, своего рода проекцию, личностных особенностей человека, частью которых эти способности являются. Любая форма обучения музыканта-профессионала, будь то исполнение на том или ином инструменте, инструментовка, запись музыкального диктанта, пение и т.д., вынуждает обучающегося выражать себя – свои мотивы, установки, скрытые потребности, а также избегать («не слышать») того, что травмирует, вызывает душевную боль, тревогу или страх. Это означает, что музыкальная деятельность всегда осуществляется в контексте личностных особенностей музыканта.
Для продуктивной работы по личностному развитию студента-музыканта педагогу нужно уметь расшифровывать эти сигналы, использовать имеющиеся в его арсенале формы обучения как своеобразные психологические тесты. Особенно информативным в диагностическом смысле являются, на наш взгляд, сочинение студентами собственных произведений, а также самостоятельная интерпретация (редактирование) готовых сочинений. Эти формы работы, по сути, являются проективными методиками, которые позволяют «увидеть» и «услышать» в продуктах музыкальной деятельности не осознаваемые самим автором психологические проблемы и ограничения.
Закономерно возникает вопрос о практическом применении результатов этих диагностических наблюдений, о возможности психологической коррекции личностей будущих музыкантов средствами музыки. Опираясь на многолетний опыт преподавательской работы в системе музыкального профессионального образования, мы можем утверждать, что такая коррекция возможна. Практика показывает, что существует соответствие между выбором учащимся тех или иных музыкальных выразительных средств, их количественным соотношением, и личностными особенностями автора сочинения. Целенаправленно воздействуя на диапазон, способы и количество применяемых музыкальных элементов и средств выразительности, возможно корректировать соответствующие личностные особенности обучающегося.