Казанцева Г.Н. » 09 окт 2015, 18:15
В контексте традиций и инноваций в системе образования в целом и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в частности вечно актуальной по значимости и сложности по реализации является задача формирования личности учащегося. В последние годы в образовательной системе много говорилось о личностно-ориентированном обучении и более того, утверждалось, что оно якобы принято, активно внедрено и эффективно действует не только в отдельных образовательных учреждениях, но и в целых регионах. Однако, на наш взгляд, вопрос воспитания личности учащегося остается открытым. Хотелось бы высказать свое мнение на этот счет.
Как известно, целью личностно-ориентированного обучения является формирование личности учащегося в процессе обучения. Залогом успешности и результативности этого процесса является Старшая Личность – личность педагога. Только Личность может вырастить другую Личность. Очень емкое и точное определение личности дает С.Л. Рубинштейн: личность – это не набор заданных качеств, а способность проявлять свое отношение к миру и самому себе [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 130-135.]. Сущность личности – в ее способности занимать определенную позицию. Быть личностью – значит быть ответственным за все, что происходит с тобой и вокруг тебя. Чтобы формировать личность или хотя бы помогать другому проявлять себя как личность, педагогу необходимо отчетливо осознавать объект своего воздействия, цель воздействия, и что особенно важно – свои средства воздействия. В основе процесса помощи в развитии личности учащегося должен быть опыт учителя по осознанию и формированию своей собственной личности. По нашему мнению, только опыт такой работы над собой может помочь учителю увидеть «проблемные зоны ученика», понять их истоки и найти средства их преодоления.
Об этом писал еще в 1894 г. Л.Н. Толстой: «...воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. (...) Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может делать всякий и во всех возможных условиях жизни. И это же есть самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей, в том числе и не своих детей, которое всегда невольно ближе всего к нам» [Толстой Л.Н. Письмо неизвестной //Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т. 67. С. 63-64.]
Многолетний опыт работы в среднем профессиональном звене нашей образовательной системы позволяет выразить свой взгляд на проблемы практической реализации личностно-ориентированного обучения. В реальном педагогическом процессе часто наблюдается общение учителя с учеником, в основе которого лежит только контакт (а часто и противостояние) двух социальных ролей: «Я – учитель» и «Я – ученик». Содержанием такого общения становится передача предметной информации и научение определенным навыкам («делай так, как я говорю»). Проявлению личности здесь нет места.
Нередки случаи, когда педагог, не осознавая свои собственные психологические проблемы, свои комплексы, переносит их на учащегося (по типу описанной в психоанализе защиты-проекции) или использует ученика как средство для самоутверждения, понижая тем самым эффективность педагогического воздействия и препятствуя развитию здоровой, полноценной личности. Неадекватная оценка себя проявляется в его социально-перцептивной сфере, в особенностях восприятия им учащихся. Неосознанно возникает фиксированная установка как предвзятый взгляд на класс, группу, ученика. В силу ее неосознанности педагог самостоятельно справиться с этой установкой не может.
Однако корень проблемы видится не столько в недостатке количества преподавателей-личностей, сколько, во-первых, в низком уровене психологической просвещенности подавляющего большинства преподавателей, а во-вторых – в отсутствии в педагогических образовательных учреждениях психологической помощи преподавателям.
Требование системы во главу угла ставить учащегося, развития его личности видится весьма односторонним и препятствует гармоничным, сбалансированным отношениям «учитель-ученик». Необходима продуманная, планомерная работа как по повышению общественного статуса учителя, так и по укреплению его психологического (душевного) здоровья. Определение душевного здоровья, предложное О.И. Даниленко, характеризует психологическое здоровье человека именно как личности, связывая этот показатель с адаптацией человека в сложной социальной и предметной среде: «Душевное здоровье – относительно устойчивая характеристика человека как целостного биосоциального существа, которая отражает и обусловливает его способность ставить перед собой принципиально достижимые и смыслообразующие жизненные цели и двигаться к их достижению, согласовывая свое поведение с реальностью (требованиями общества и законами природы)» [Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен //Психол. журнал. 1988. Т. 9. №2. С. 108-117].
Душевное здоровье педагога должно быть первоочередной заботой всей системы образования. Учитель, находящийся в состоянии повышенной тревоги, агрессии, фрустрации, дистресса, депрессии и других «нересурсных состояниях» так же опасен для учащихся, как и больной врач для пациентов. Необходимо, чтобы учитель имел возможность получить квалифицированную психологическую помощь. Администрация может регулярно организовывать психодиагностику педагогического состава (наподобие профилактического медосмотра) с целью выявить актуальное состояние педагогов, которые при необходимости могут быть направлены на соответствующую психокоррекцию. Для педагогов должны быть организованы и активно функционировать комнаты психологической разгрузки, специальные кабинеты психологической помощи для индивидуальных встреч с психологом, занимающимся работой только с педагогическим составом. Благоприятное воздействие на развитие личности преподавателя могут оказывать непродолжительные тренинги, направленные как на расширение контекста сознания, так и на тренировку определенных необходимых им навыков гуманистического общения.
По нашему мнению, в настоящее время в связи с недостаточной организационной базой основную роль следует отвести работе по психологическому просвещению педагогов. Это могут быть тематические беседы, лекции, педсоветы и другие формы информирования и обмена опытом как внутри образовательного учреждения, так и на курсах повышения квалификации, методических объединениях.
В образовательных учреждениях необходимо создать условия не только для развития профессиональных качеств будущего педагога, но и для развития его личности. Для этого настоятельно необходимым является проведение профессионального отбора, а также тренингов личностного роста. Психология способна и должна помочь преподавателю осознать и совершенствовать свою личность для того, чтобы его работа по фасилитации, то есть помощи процессу развития личности учащихся была более сознательной, целенаправленной и продуктивной.