Традиции и инновации в системе ...

Модераторы: Шафигуллина Р.Р., Тимерьянова Л.Н., Халикова Л.Р., Зиннурова Г.Р., Зулкарнаева Г.С.

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение Шангариева Гульнара » 09 окт 2015, 03:39

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.
Шангариева Гульнара
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 03 апр 2014, 15:08

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение Шангариева Гульнара » 09 окт 2015, 03:47

Сейчас много пишут о том, как работать с учителями, вот, на мой взгляд, самое приемлемое - программа повышения психологической компетентности учителя, главная идея которой заключается в психологизации образовательного процесса. Структура занятий по программе состоит из теоретической части, на которой могут рассматриваться такие темы:
1.Реализация личностного подхода в управлении процессом формирования и развития личности;
2.Педагогическое общение, стили общения, педагогический такт учителя;
3.Профессиональные способности педагога и другие;
4.Индивидуально-психологические особенности школьников;
5.Межличностные отношения в разноуровневых классах и другие.
Шангариева Гульнара
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 03 апр 2014, 15:08

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение Элина Фаритовна » 09 окт 2015, 05:38

Психолог в образовательном учреждении играет большую роль. В этой работе потребуется критичность, независимость, нестандартность мышления и здравый смысл, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство, способность обучать других и подчинять себе, чувство ответственности.
Элина Фаритовна
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 02 окт 2015, 08:39

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение Лилия Харисова » 09 окт 2015, 12:40

Психологическая служба в школе не работает. О какой инновации может идти речь? Если в большой школе всего один психолог, да ещё у нее классное руководство. Один или, в крайнем случае, два раза в год тестирует учащихся, и на этом всё.
Лилия Харисова
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 сен 2015, 15:38

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение Екатерина7575 » 09 окт 2015, 16:02

Лариса Фаритовна Ф писал(а):
Екатерина7575 писал(а):На сегодняшний день использование интерактивных технологий в работе педагога-психолога является неотъемлемой частью сопровождения образовательного процесса.
Интерактивная доска служит для психолога наглядно-демонстрационным и практическим материалом для работы с детьми. На доске воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал, а также детям предоставляется возможность выполнять психологические задания с помощью непосредственной работы на доске.
Интерактивные технологии, представленные интерактивной доской, позволяют создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Есть и самые простые, и достаточно сложные. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро меняться и превращаться.
Так, развивающие игры, отображённые на экране интерактивной доски позволяют снять проблему перехода от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Смена видов деятельности позволяет детям переключить внимание с более сложного задания, на более лёгкое, в результате чего на протяжении всего занятия эмоциональное состояние детей и их работоспособность остаются стабильными.


Вы сами составляете презентации к интерактивной доске или где-то берёте?

В основном составляю сама, используя интернет-ресурсы. Есть несколько готовых для детей дошкольного возраста (тоже скачала с интернета)
Екатерина7575
 
Сообщения: 232
Зарегистрирован: 03 фев 2015, 15:22

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение Казанцева Г.Н. » 09 окт 2015, 18:15

В контексте традиций и инноваций в системе образования в целом и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в частности вечно актуальной по значимости и сложности по реализации является задача формирования личности учащегося. В последние годы в образовательной системе много говорилось о личностно-ориентированном обучении и более того, утверждалось, что оно якобы принято, активно внедрено и эффективно действует не только в отдельных образовательных учреждениях, но и в целых регионах. Однако, на наш взгляд, вопрос воспитания личности учащегося остается открытым. Хотелось бы высказать свое мнение на этот счет.
Как известно, целью личностно-ориентированного обучения является формирование личности учащегося в процессе обучения. Залогом успешности и результативности этого процесса является Старшая Личность – личность педагога. Только Личность может вырастить другую Личность. Очень емкое и точное определение личности дает С.Л. Рубинштейн: личность – это не набор заданных качеств, а способность проявлять свое отношение к миру и самому себе [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 130-135.]. Сущность личности – в ее способности занимать определенную позицию. Быть личностью – значит быть ответственным за все, что происходит с тобой и вокруг тебя. Чтобы формировать личность или хотя бы помогать другому проявлять себя как личность, педагогу необходимо отчетливо осознавать объект своего воздействия, цель воздействия, и что особенно важно – свои средства воздействия. В основе процесса помощи в развитии личности учащегося должен быть опыт учителя по осознанию и формированию своей собственной личности. По нашему мнению, только опыт такой работы над собой может помочь учителю увидеть «проблемные зоны ученика», понять их истоки и найти средства их преодоления.
Об этом писал еще в 1894 г. Л.Н. Толстой: «...воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. (...) Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может делать всякий и во всех возможных условиях жизни. И это же есть самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей, в том числе и не своих детей, которое всегда невольно ближе всего к нам» [Толстой Л.Н. Письмо неизвестной //Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т. 67. С. 63-64.]
Многолетний опыт работы в среднем профессиональном звене нашей образовательной системы позволяет выразить свой взгляд на проблемы практической реализации личностно-ориентированного обучения. В реальном педагогическом процессе часто наблюдается общение учителя с учеником, в основе которого лежит только контакт (а часто и противостояние) двух социальных ролей: «Я – учитель» и «Я – ученик». Содержанием такого общения становится передача предметной информации и научение определенным навыкам («делай так, как я говорю»). Проявлению личности здесь нет места.
Нередки случаи, когда педагог, не осознавая свои собственные психологические проблемы, свои комплексы, переносит их на учащегося (по типу описанной в психоанализе защиты-проекции) или использует ученика как средство для самоутверждения, понижая тем самым эффективность педагогического воздействия и препятствуя развитию здоровой, полноценной личности. Неадекватная оценка себя проявляется в его социально-перцептивной сфере, в особенностях восприятия им учащихся. Неосознанно возникает фиксированная установка как предвзятый взгляд на класс, группу, ученика. В силу ее неосознанности педагог самостоятельно справиться с этой установкой не может.
Однако корень проблемы видится не столько в недостатке количества преподавателей-личностей, сколько, во-первых, в низком уровене психологической просвещенности подавляющего большинства преподавателей, а во-вторых – в отсутствии в педагогических образовательных учреждениях психологической помощи преподавателям.
Требование системы во главу угла ставить учащегося, развития его личности видится весьма односторонним и препятствует гармоничным, сбалансированным отношениям «учитель-ученик». Необходима продуманная, планомерная работа как по повышению общественного статуса учителя, так и по укреплению его психологического (душевного) здоровья. Определение душевного здоровья, предложное О.И. Даниленко, характеризует психологическое здоровье человека именно как личности, связывая этот показатель с адаптацией человека в сложной социальной и предметной среде: «Душевное здоровье – относительно устойчивая характеристика человека как целостного биосоциального существа, которая отражает и обусловливает его способность ставить перед собой принципиально достижимые и смыслообразующие жизненные цели и двигаться к их достижению, согласовывая свое поведение с реальностью (требованиями общества и законами природы)» [Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен //Психол. журнал. 1988. Т. 9. №2. С. 108-117].
Душевное здоровье педагога должно быть первоочередной заботой всей системы образования. Учитель, находящийся в состоянии повышенной тревоги, агрессии, фрустрации, дистресса, депрессии и других «нересурсных состояниях» так же опасен для учащихся, как и больной врач для пациентов. Необходимо, чтобы учитель имел возможность получить квалифицированную психологическую помощь. Администрация может регулярно организовывать психодиагностику педагогического состава (наподобие профилактического медосмотра) с целью выявить актуальное состояние педагогов, которые при необходимости могут быть направлены на соответствующую психокоррекцию. Для педагогов должны быть организованы и активно функционировать комнаты психологической разгрузки, специальные кабинеты психологической помощи для индивидуальных встреч с психологом, занимающимся работой только с педагогическим составом. Благоприятное воздействие на развитие личности преподавателя могут оказывать непродолжительные тренинги, направленные как на расширение контекста сознания, так и на тренировку определенных необходимых им навыков гуманистического общения.
По нашему мнению, в настоящее время в связи с недостаточной организационной базой основную роль следует отвести работе по психологическому просвещению педагогов. Это могут быть тематические беседы, лекции, педсоветы и другие формы информирования и обмена опытом как внутри образовательного учреждения, так и на курсах повышения квалификации, методических объединениях.
В образовательных учреждениях необходимо создать условия не только для развития профессиональных качеств будущего педагога, но и для развития его личности. Для этого настоятельно необходимым является проведение профессионального отбора, а также тренингов личностного роста. Психология способна и должна помочь преподавателю осознать и совершенствовать свою личность для того, чтобы его работа по фасилитации, то есть помощи процессу развития личности учащихся была более сознательной, целенаправленной и продуктивной.
Казанцева Г.Н.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 окт 2015, 18:08

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение С.Екатерина » 09 окт 2015, 20:00

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, – это и есть задача методиста и психолога образовательного учреждения. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.
Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.
С.Екатерина
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 окт 2015, 16:53

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение С.Екатерина » 09 окт 2015, 20:02

Психологи как специалисты по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых способны и просто обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему педагогическому сообществу. Психолог может и должен установить, какова степень инновационных рисков при внедрении тех или иных новшеств в конкретной ситуации. Психолог может заняться экспертизой уже внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивая степень их эффективности и целесообразности. Психолог может включаться в проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность – главный критерий оценки любых инноваций в образовании, а психологическая полезность – тот критерий, который придает любому управленческому решению дополнительную аргументацию
С.Екатерина
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 окт 2015, 16:53

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение Дильбар Тагировна » 10 окт 2015, 07:10

Лариса Фаритовна Ф писал(а):Педагогу придётся идти в ногу со временем и использовать инновационные технологии. Иначе он будет неинтересен детям.

Без этого никак) вот тоже начала вникать и вроде получается применять данные технологии. :)
Дильбар Тагировна
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 08 окт 2015, 05:04

Re: Традиции и инновации в системе ...

Сообщение Дильбар Тагировна » 10 окт 2015, 07:19

ирина28 писал(а):3 этап: Заключительный:
1) Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации
На подготовительном этапе было проведено анкетирование, которое выявило допустимый уровень восприимчивости к новому педагогов, высокую мотивационную готовность (у 80% педагогов преобладают мотивы связанные с возможностью самореализации личности), были выявлены антиинновационные барьеры педагогов это небольшой опыт работы, чувство страха перед отрицательным результатом.
В коллективе достаточный уровень новаторства (57% интересуется новшествами, но не идёт за ними вслепую, рассчитывает целесообразность нововведения. Считает, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях близких к нашим. 15% воспринимают новшества умеренно, не стремятся быть первыми, но и не хотят быть последними. 2% поглощены новшествами, постоянно ими интересуются, всегда воспринимают их первыми, смело внедряют.)

Спасибо огромное Ирина. тоже искала в интернете и толкового ничего не нашла. А вы прямо по полочкам все расписали.
Дильбар Тагировна
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 08 окт 2015, 05:04

Пред.След.

Вернуться в Традиции и инновации в системе психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron