Инновационные подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать их.
Преподавание татарского языка требует от учителя инновационных подходов, как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания.
Использование ИКТ в процессе обучения способствует повышению интереса к татарскому языку, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности, умения самостоятельно решать поставленные проблемы.
С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности. Кроме того, использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика. Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий.
Во время проведения уроков татарского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах. Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.
На уроках татарского языка используется проектные уроки, уроки-дебаты, дискуссии, деловые игры и т.д. Метод проектов позволяет развить навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов, ассоциативное мышление в процессе установления связи нового учебного материала с ранее изученным, умение выстраивать логику доказательств.
Часто использую в своей деятельности программу Power Point и Movie Maker, которые позволяют подготовить презентацию по жизни и творчеству любого поэта и писателя, а также для внеклассных мероприятий. В таких презентациях можно подобрать материал на доступном уровне любому ученику. Составляю презентации и для предъявления правил на уроке по изучению нового материала, а также для его закрепления.
Для обработки иллюстраций, необходимых для презентации, использую программу Picture Manager. С его помощью можно изменить рисунок: вырезать, улучшить контраст, цвет, повернуть и т.д. В презентацию можно поставить звук, музыку, фильм. В эту деятельность вовлекаются учащиеся, которые с желанием создают свои презентации по определенным темам.
Использование интерактивной доски позволяет сделать уроки образными, легко запоминающими. С помощью интерактивной доски изменяем информацию или передвигаем объекты, создавая новые связи, удаляем и вставляем надписи, добавляем комментарии к текстам, иллюстрациям, выделяем ключевые области.
Также применение ресурсов сети Интернет позволяют глубже изучить творчество писателей, совершить экскурсии по литературным музеям, участвовать в различных заочных конкурсах и олимпиадах, что повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, расширяет их кругозор.
В последнее время произведения татарских писателей и поэтов представлены в сети Интернет: в электронных библиотеках, на сайтах журналов. Например, применяем в работе сайт подросткового журнала «Ялкын»
http://yalkyn.ru/ c рубриками «Я и мир», «Классный час», «Литературный час». После прочтения учащиеся пишут комментарии, делятся своими мыслями. На сайте «Татарская электронная библиотека»
http://www.kitap.net.ru/ произведения классифицированы по рубрикам. Мы часто обращаемся к рубрике «Детям», где представлены интересные стихи, загадки, пословицы татарских авторов. Много полезного и интересного для внеклассных мероприятий находим на сайте «Мой дом»
http://rinfom.ru. Например, в «Комнате отдыха» выложены информации с видео о татарских обрядах.
В своей работе руководствуюсь принципа единства национального, интернационального и общемирового. Поэтому в ходе своей деятельности в обязательном порядке включаю национально-региональный компонент.
Использование национально-регионального компонента на уроках позволяет помочь учащимся осознать богатство культурного наследия, которое принадлежит им наравне с другими людьми, развивать чувство принадлежности к мировой культуре, межкультурного сотрудничества. Стараюсь отбирать местный материал, отражающий наиболее актуальные факты современной действительности родного края. Использование национально- регионального компонента формирует устойчивый интерес к литературе, культуре, истории родного края.
По темам регионального компонента учащиеся занимаются исследовательской работой. Выполнили такие работы, как «Диалект татар Нуримановского района», «По следам неопубликованных стихов поэта-земляка Зиннура Насибуллина», «Галим Садыков – соратник Мусы Джалиля», «Солдатские письма», «Прозвища деревень Байгильдино и Малотенькашево». Выступают на конференциях научного общества учащихся, проводимых в республике и лицее.
Таким образом, успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически поддерживать его.
Список литературы:
1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.
Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.