Валиуллина Элина » 06 окт 2014, 13:26
При условии многообразия подходов сейчас педагоги склоняются к использованию трех наиболее оптимальных, с учетом развития общества и международных связей, подхода к обучению иностранным языкам: личностно-ориетнтированному, социокультурному и коммуникативно-ориентированному подходам
Личностно-ориентированный подход, по определению И.С. Якиманской, представляет собой сочетание обучения, нормативно-сообразной деятельности общества, и учения, индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Содержание, методы, приемы данной технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрывать и использовать субъектный опыт каждого ученика, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. У истоков развития данного подхода стояли выдающиеся деятели русской педагогики. К один из первых, кто заинтересовался данным подходом, можно отнести выдающихся педагогов К.Д. Ушинского и П.Ф. Каптерева.
Социокультурный подход - один из самых серьезных и всеобъемлющих подходов изучения иностранного языка, включающий такие компоненты, как: социальная и культурная среда [32;103]. Он предполагает тесное взаимодействие языка и культуры его носителей. Данный подход в качестве результата предполагает формирование коммуникативной и социокультурной компетенции, которые обеспечат использование языка в условиях определенного культурного контекста на основе диалога культур. Научные и методические разработки этого направления связывают с работой Ю.Н. Карауловой «Русский язык и языковая личность». Они получили воплощение в развивающейся области языкознания и методики – лингвокультурологии.
Суть социокультурного подхода сводится к следующему:
1. Иноязычная культура является источником иноязычного культурного образования в четырех аспектах (познавательном, развивающем, воспитательном и учебном);
2. Основой обучения считается – сопоставление фактов из области художественного творчества и образа жизни носителей языка, выявлении общих нравственных ориентиров в жизни двух народов и существующих между ними различий, формированию стойкой мотивации к изучению языка и иноязычной культуры в диалоге с родной, формирование коммуникативной и социокультурной компетенции с опорой на родной язык учащихся
Коммуникативный подход был обоснован и предложен И.А. Зимней, свое развитие получил в работах И.Л. Бим, а практическая реализация этого подхода состоялась в рамках коммуникативного и ряда интенсивных методов. Основы данного подхода были заложены в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина.
Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.
Коммуникативный подход означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.
Объектом обучения данного подхода является речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод. Коммуникативный подход ориентирует занятия по языку на обучение общению, использование языка с целью обмена мыслями. Для этого основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе общения профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации.
Названный подход реализует основные требования к современному учебному процессу:
• коммуникативное поведение преподавателя на уроке;
• использование заданий, воссоздающих ситуации общения реальной жизни и предполагающих выполнение учебных действий в рамках таких ситуаций;
• параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;
• учет индивидуальных особенностей учащихся.