школа 23 салават » 13 фев 2014, 03:17
Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности подростка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений. Ответственность за решение проблемы остается за подростком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением.
«На стороне ребенка». Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития подростка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций.
Очень часто на стороне подростка только он сам и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Непрерывность сопровождения. Подростку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что подростки, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т. д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
Мультидисциплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Стремление к автоматизации. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность наставника выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства или педагогов школы на те или иные рекомендации наставника. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении «избавиться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверждаются. С другой стороны, наставники оказываются мало информированными о реальной жизни школы, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы, которые являются членами педагогического коллектива. Индивидуальное сопровождение подростков в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется наставниками в нескольких направлениях:
участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития подростков;
создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей.