«Психологическое сопровождение...

Модераторы: Шафигуллина Р.Р., Тимерьянова Л.Н., Халикова Л.Р., Душанбаева С.С.

«Психологическое сопровождение...

Сообщение admin » 22 янв 2014, 11:02

Уважаемые коллеги!

Мы приглашаем Вас к обсуждению темы: «Психологическое сопровождение подрастающего поколения в современных условиях».

Анализ современной социальной ситуации показывает, что молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Подрастающее поколение утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных ориентиров, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль поведения.
Актуальность выбранной темы для обсуждения обусловлена тем, что подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению. С другой стороны, недостаток психолого-педагогических и правовых знаний, навыков и умений, современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать необходимое безопасное воздействие, психологическую и социальную поддержку подрастающему поколению. Подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в определение своей позиции и принятии решений. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что ситуация фрустрации, сопровождающая возрастные кризисные состояния подростков, может спровоцировать появление у них различных форм отклоняющегося поведения.
Именно поэтому, коллеги, давайте подискутируем с Вами о проблемах психологического сопровождения подрастающего поколения в современных условиях и о поисках новых проектов, программ, технологий, форм работы по сопровождению детей, подростков и молодежи.
Желаю плодотворной работы, уважаемые коллеги.

Доцент кафедры психологии Тимерьянова Лилия Николаевна
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение кузьмичева любовь » 27 янв 2014, 05:09

Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Однако, прежде чем подробно остановиться на содержании этого понятия, рассмотрим в целом ситуацию в отечественной психологической школьной практике с точки зрения тех целей и той идеологии, которые заложены в различные существующие подходы.

Можно говорить, на наш взгляд, о трех основных идеях, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности — в научно-методическом руководстве учебно-воспитательным процессом в школе. Это «чужая» для психолога практика. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, однако в любом случае это цели «чужой» практики, другого профессионального восприятия мира (прежде всего — ребенка), которое часто плохо совместимо с психологическим миропониманием.

Идея вторая: смысл деятельности школьного психолога — в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. В рамках таких моделей достаточно четко разводятся функции педагога и психолога. Более того, их деятельность часто оказывается независимой друг от друга. За пределы помощи выпадают благополучные в психологическом отношении школьники, которые получают свою долю внимания психолога лишь только в том случае, если начинают демонстрировать какие-то нежелательные проявления в поведении, обучении или, скажем, самочувствии. Кроме того, психологам, работающим в русле таких моделей, часто присущ специфический взгляд на детей: их психологический мир становится интересен специалисту прежде всего только с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать.

Идея третья: суть школьной психологической деятельности — в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения. Привлекательность идеи понятна: она действительно дает возможность организовать школьную психологическую деятельность как «свою» практику, со своими внутренними целями и ценностями, но она же при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань учебно-воспитательной педагогической системы. Позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью этой системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — на личности ребенка.
кузьмичева любовь
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 08:08

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение кузьмичева любовь » 27 янв 2014, 05:14

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

• осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития

• определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников

• разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников

• приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат

Таким образом, сопровождение представляется нам чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована не в единичном авторском исполнении, а как массовая технология работы.
кузьмичева любовь
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 08:08

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение кузьмичева любовь » 27 янв 2014, 05:17

Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики.
кузьмичева любовь
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 08:08

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение кузьмичева любовь » 27 янв 2014, 05:18

Задача школьного психолога — создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

Итак, сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития.

Утверждение идеи сопровождения в качестве основы психологической практики, постулирование ее объекта и предмета в описанной выше форме имеет ряд важнейших следствий. Коротко остановимся на каждом из этих следствий.
кузьмичева любовь
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 08:08

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение кузьмичева любовь » 27 янв 2014, 05:19

Организационные следствия идеи сопровождения

В организационных вопросах особенно ярко проявляется психотехнический потенциал идеи сопровождения, так как появляется возможность выстроить текущую работу психолога как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления и всех участников внутришкольного взаимодействия. Этот процесс опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся построения школьной психологической практики. К ним относится системный характер ежедневной деятельности школьного психолога, организационное закрепление (в перспективных и текущих планах работы педагогического коллектива школы) различных форм сотрудничества педагога и психолога в вопросах создания условий для успешного обучения и развития школьников, утверждение важнейших форм психологической работы в качестве официального элемента учебно-воспитательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля за результатами и др.

Функционально-ролевые следствия идеи сопровождения

Психолог, работающий в русле данной модели, получает возможность профессионально определиться в отношении всех участников школьной системы отношений, построить с ними успешные взаимоотношения. Выражаясь традиционным языком, психолог получает представление о том, кто является и кто не является объектом его практической деятельности. Правда, в рамках нашего подхода более уместно было бы говорить, скажем, о клиенте школьной психологической практики. В качестве клиента школьного психолога выступают либо конкретный школьник, либо группа школьников. Что касается взрослых участников учебно-воспитательного процесса — педагогов, администрации, освобожденных воспитателей, родителей, — они рассматриваются нами как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе с психологом на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. Мы рассматриваем психолога как часть системы обучения и воспитания детей. Наряду с ним, ребенка по пути развития ведут специалисты разных гуманитарных профессий (педагоги, медицинские работники, социальные педагоги и воспитатели, социальные работники) и, конечно, его родители. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.
кузьмичева любовь
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 08:08

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 11:25

Анализ современной социальной ситуации показывает, что на переходном этапе развития российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Подрастающее поколение утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных ориентиров, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль поведения. Именно этим обуславливается сегодня поиск новых проектов, программ, решений, форм работы по психологическому сопровождению детей, подростков, молодежи в образовательной среде.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 11:41

Сопровождение опирается на те психические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности. Сопровождение, осуществляемое психологом, находится в логике развития личности и психического мира ребенка, не задает ему цели и задачи извне. И это принципиально важно для нас с точки зрения определения профессиональной позиции психолога в школе. Психологическая среда, среда сопровождения, создаваемая в школе психологом, не несет в себе целенаправленного влияния и давления. Но зато другая среда, в которую практически целиком погружен ребенок все годы обучения – среда педагогическая, – по своей сути является таким мощным средством целенаправленного воздействия на ребенка. Именно через педагогическую среду в школьные годы прежде всего идет формирование человека как носителя определенной культуры (это достигается за счет формирования и поддержания у ребенка образовательных целей) и носителя определенных социально-исторических норм и ценностей (достигается за счет процессов социализации ребенка в школьной среде). Позиция психолога, существенно отличающаяся в этом плане от педагогической, позволяет ему оценивать ситуацию, положение ребенка в школе, его состояние не только с точки зрения того, насколько успешно решает ребенок педагогические задачи образования и социализации, но и с точки зрения целей, ценностей и задач психологического, личностного развития самого ребенка.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 11:42

Практика показывает, что успешность психологической работы в школе определяется не только и не столько методической оснащенностью специалиста, его профессиональным багажом, сколько вещами гораздо более тонкими. В частности – позицией, которую он занимает по отношению к различным участникам учебно-воспитательного процесса, и прежде всего к школьнику. А за этой позицией стоят некоторые осознаваемые или неосознаваемые. Сопровождение ребенка в процессе школьного обучения предполагает реализацию в поведении, повседневной профессиональной деятельности психолога ценностных принципов.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 11:45

Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:
- диагностики существа возникшей проблемы;
- информации о проблеме и путях ее решения;
- консультации на этапе принятия решения и выработки плана проблемы;
- первичной помощи на этапе реализации плана решения
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

След.

Вернуться в «Психологическое сопровождение подрастающего поколения в современных условиях»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron