Доброго время суток, коллеги!
Тема актуальна как никогда в условиях оптимизации системы образования и на фоне развивающихся внутренних конфликтов подрастающего поколения.
Большое спасибо коллеге, Кузьмичевой Любови, за цитирование кандидата психологических наук, профессора
Марины Ростиславовны Битяновой:
"... Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики. "
В этих нескольких предложениях раскрывается сама суть работы психолога.
Есть у нас, психологов, одно ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО нашей деятельности : создать условия для того , чтобы тот, кто готов услышать - услышал, кто готов увидеть - увидел, кто готов действовать - делал. И даже в этом случае, Психолог - всего лишь помощник, проводник. Подвести к осознанию проблемы, к принятию отвественности на себя того, кто стоит на перепутье, того , кто делает выбор - это процесс, это труд, это профессиональная грамотность.
Однако есть в психологии ЕЩЕ ОДНО ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
степень готовности клиента принять помощь.
Думаю, это профессиональный долг психолога рассчитывать свой КПД, хотя... и профессиональные промахи - вещь тоже очень полезная.