«Психологическое сопровождение...

Модераторы: Шафигуллина Р.Р., Тимерьянова Л.Н., Халикова Л.Р., Душанбаева С.С.

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 11:45

Основные принципы психологического сопровождения:
1. Ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий объект обладает только совещательными правами;
2. Приоритет интересов сопровождаемого;
3. Непрерывность сопровождения;
4. Мультидисциплинарность сопровождения.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 11:51

Можно выделить три взаимосвязанные задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Решение этой задачи предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и пр. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 11:57

Каждый цикл обучения сопровождения имеет определенную универсальную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач сопровождения. Каждый этап решает свои частные задачи сопровождения и организуется своими методами.
Первый этап — постановка проблемы. Отправными точками для его организации могут служить две распространенные школьные ситуации: запрос к психологу со стороны педагога или родителей относительно проблем обучения или поведения, иногда — психического состояния конкретного ученика (это первая ситуация) и запланированное обследование школьников определенной параллели по экспресс-диагностической программе (вторая ситуация). Задача деятельности психолога на данном этапе — определить состояние психолого-педагогического статуса ребенка в данный момент с точки зрения наличия-отсутствия определенных проблем обучения и развития.
По итогам диагностики вся обследованная группа школьников условно делится на две подгруппы - психологически благополучных и школьников с определенными трудностями в обучении и развитии. Так как суть этих трудностей и их происхождение не всегда очевидны на этом этапе работы с ребенком (в этом особенность большинства экспресс-диагностических обследований, в том числе и тех, которые предлагаются нами), в отношении второй подгруппы могут быть сделаны только некоторые предположения относительно природы и содержания выявленных проблем и очерчен круг дальнейшей диагностической работы. Запрос, полученный от педагогов и родителей (иногда — самого подростка), также должен пройти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем он превратится в психологическую гипотезу относительно существа проблем школьника.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 11:59

Второй этап — уточнение проблемы Его задача — уточнить суть проблемы, возникшей у ребенка, найти ее скрытые причины. Уточнение проблемы чаще всего начинается для психолога с проведения углубленной психодиагностики. Помимо собственно индивидуальной диагностической работы с ребенком на этом этапе предполагается сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического диагноза.
Однако уточнить проблему и найти ее причину, далеко не всегда можно силами только лишь психолога, с привлечением только психологической информации. Истоки трудностей обучения, общения, психического самочувствия могут находиться в других сферах его жизнедеятельности, быть связанными с педагогическими, медицинскими, социальными факторами. В связи с этим уточнение проблемы предполагает решение такой принципиально важной для сопровождения задачи, как «сборка» целостного школьного статуса ребенка, обобщение и синтезирование информации, которой владеют другие взрослые — участники сопровождения. Прежде всего — педагоги, школьные медики, социальные педагоги.
Формой организации такой обобщающей работы является в нашей модели психолого-педагогический консилиум. В ходе совместного обсуждения данных о педагогических, психологических и медицинских особенностях школьного статуса ребенка на консилиуме педагоги и психолог получают уникальную возможность увидеть каждого ребенка как целостную личность, учесть большую часть факторов, влияющих на его обучение и развитие.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 12:00

Третий этап — решение проблемы. На данном этапе необходимо разработать единую стратегию сопровождения ребенка, определить задачи и формы работы отдельных школьных специалистов и реализовать целостную сеть мероприятий по его сопровождению. Они могут носить как развивающий характер (если у ребенка нет выраженных проблем обучения развития) или коррекционно-формирующий (при наличии таких проблем). В рамках данного этапа продолжается работа психолого-педагогического консилиума. Именно на его заседаниях разрабатывается стратегия сопровождения отдельных школьников и целых ученических параллелей. Этап включает также разнообразную работу психолога по реализации решений консилиума .
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 12:06

Содержание деятельности психолога в рамках каждого цикла, сопровождения определяется возрастом школьников, а более точно — содержанием психолого-педагогического статуса школьников данного возраста. Что представляет собой этот психолого-педагогический статус? Он включает в себя два соотнесенных друг с другом показателя. Первый показатель — набор характеристик, описывающих особенности психологического развития, поведения и состояния школьника, значимых с точки зрения его успешного обучения и дальнейшего психического роста. Этот набор характеристик универсален для школьников любого школьного возраста, меняется только их роль и значение.
Второй показатель — это психолого-педагогические требования к уровню развития, особенностям поведения и психического состояния школьников определенного возраста. Эти требования фиксируют тот уровень различных психологических достижений ребенка в плане умственного и социального развития, произвольности и других аспектов, который является с точки зрения современной науки и практики обучения оптимальным - он позволяет успешно обучаться и дает положительные перспективы дальнейшего развития, образования и социализации школьника. Некоторые требования характеризуют уровень зрелости тех или иных психических процессов. Можно сказать даже: задают некоторую возрастную или социальную норму. Это относится к познавательным возможностям, различным аспектам поведения школьника. Несоответствие им уровня развития ребенка может свидетельствовать о наличии внутренних проблем психического плана, особенностях воспитания.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 12:07

Психолого-педагогический статус без преувеличения является ядром всей модели сопровождения. Он задает содержание основных направлений работы — диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей, определяет выбор методов и средств практической работы школьного психолога.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Гнездилова Елена » 27 янв 2014, 12:10

методические рекомендации педагогам-психологам для реализации психологического сопровождения в школе:
1. Должна быть соблюдена адекватность методического комплекса, соответствующая целям и задачам исследования.
2. Диагностическая направленность методик должна быть теоретически обоснована.
3. Применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.
4. Соблюдение учета социокультурных особенностей оцениваемого контингента учащихся, методический комплекс не должен обладать какой-либо спецификой с точки зрения национально-культурной принадлежности учащихся. В то же время он доложен быть ориентирован на детей, достаточно хорошо владеющих русским языком.
5. Применяемые методики должны быть валидными и надежными. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам.
6. Лица, осуществляющие обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов должны обладать профессиональной компетентностью и специальной подготовленностью. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств.
7. Психолог должен руководствоваться этическими стандартами деятельности психологов. Оценивание интеллектуальных, моральных и иных социально значимых качеств личности учащихся, налагает серьезную ответственность на проводящих обследование специалистов. Следует также учитывать, что проведение любого психологического обследования ребенка возможно только при условии согласия его родителей.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Сенотова » 27 янв 2014, 16:04

Доброго время суток, коллеги!
Тема актуальна как никогда в условиях оптимизации системы образования и на фоне развивающихся внутренних конфликтов подрастающего поколения.
Большое спасибо коллеге, Кузьмичевой Любови, за цитирование кандидата психологических наук, профессора Марины Ростиславовны Битяновой:
"... Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики. "
В этих нескольких предложениях раскрывается сама суть работы психолога.

Есть у нас, психологов, одно ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО нашей деятельности : создать условия для того , чтобы тот, кто готов услышать - услышал, кто готов увидеть - увидел, кто готов действовать - делал. И даже в этом случае, Психолог - всего лишь помощник, проводник. Подвести к осознанию проблемы, к принятию отвественности на себя того, кто стоит на перепутье, того , кто делает выбор - это процесс, это труд, это профессиональная грамотность.
Однако есть в психологии ЕЩЕ ОДНО ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО :) степень готовности клиента принять помощь.

Думаю, это профессиональный долг психолога рассчитывать свой КПД, хотя... и профессиональные промахи - вещь тоже очень полезная. :)
Светлана Сенотова
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 05 апр 2013, 02:32

Re: «Психологическое сопровождение...

Сообщение Лилия Ансаровна » 28 янв 2014, 10:07

Добрый день уважаемые коллеги!
Заданная тема она не просто актуальна, но к сожалению и наболевшая для большинства педагогов-психологов в сфере образования. Все дело в том, что многие (с кем мы работаем) не хотят признавать свои недостатки, к примеру родитель не хочет признавать, что его ребенку нужна помощь не только родителей, но и психолога(выбор профессии, проблемы с учителями, страх перед ЕГЭ),классный руководитель, педагог со стажем не может оценить степень своих возможностей, порою не знает как именно помочь подрастающему поколению.
Существует цепочка взаимодействия и сотрудничества "ребенок"-"родитель"-"учитель", к сожалению сегодня из неё очень часто выпадают родители. Поскольку они не имеют представления,как еще они могут помочь своему ребенку (кормят, одевают...вроде бы что еще нужно?) и вот здесь социально-психологическая служба ОУ может помочь горе-родителям. Семинары, тренинги, активные родительские собрания.
Многие говорят: не поможет. Поможет хоть одному родителю, уже можно считать процесс пошел.
Спасибо.
Лилия Ансаровна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 янв 2014, 09:49

Пред.След.

Вернуться в «Психологическое сопровождение подрастающего поколения в современных условиях»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron