Яфаева В.Г. » 05 фев 2014, 08:49
Развитие ребенка-дошкольника зависит от многих факторов: генетических, средовых, социализации, роли взрослых, педагогической концепции дошкольной организации, профессиональной компетентности педагога, предметно-развивающей среды, окружающей ребенка и пр. Ребенка третьего тысячелетия в большей степени окружает виртуальная плоскость экрана – телевизионного и видео-экрана, экранов ipad и ifon, сотового телефона и экрана компьютера. Мы свыкаемся с мыслью исследователя Абраменковой В.В., о том, что «…экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и самих телеобразов, конструирует «новую мораль», трансформируя ценностные ориентации и базовые потребности ребенка» [Абраменкова В.В. Детство в обществе: современные тенденции развития / Педагогика и психология детства в современном образовательном пространстве: сборник материалов региональной конференции «Педагогика и психология детства в современном образовательном пространстве», 20-21 ноября 2008 года / под ред. А.А. Майера. – Барнаул: АлтГПА, 2009. С. 10].
Действительно, экран стал завоевывать прочные позиции в образовании. А все началось еще в 60-е гг. прошлого столетия с идеи профессора Сеймура Пейперта об использовании компьютеров в обучении детей. Ребенок, будучи от природы одаренным, считал он, может постепенно терять вкус к обучению. Одну из причин формирования у ребенка нежелания и даже страха обучения исследователь усматривает не в способностях, а в организации процесса обучения. Согласно Пейперта, компьютер – это средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить характер учения – учить не чему-то определенному, а учение вообще – и сделать его более интересным и эффективным, а полученные знания – более глубокими и обобщенными [Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М.: Педагогика, 1989. – 220с. http:/sbiblio.com/biblio/].
Разделяя точку зрения этих авторов, убеждаясь в необратимости процесса информатизации общества, и детского в том числе, считаю возможным разумное, элементное использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и в системе дошкольного образования, как одном из сигментов образования. Более того, поскольку электронное обучение – необратимый процесс, необходимым является формирование элементарной информационно-коммуникационной культуры детей. Действительно, сложно в полной мере осуществлять образовательный и воспитательный процессы, если при этом не учитывать современной действительности и достижений в области науки и техники. Такие современные технические средства и источники информации, как фрагменты видеозаписей, телепередач, слайд-шоу, компьютерных презентаций, мультимедийных приложений и обучающих программ, посредством своих технических характеристик, определенным динамизмом позволяют ребенку поддерживать познавательный интерес ребенка, ощущать радость осознания происходящего, удовлетворять свой ментальный опыт, возможность проявлять самостоятельность в обучении, поиске знаний и решении проблемных задач. Более того, ИКТ обеспечивают возможность одновременной интеграции использования и восприятия графической и аудиовизуальной информации, позволяют моделировать такие проблемные жизненные ситуации, которые сложно или даже невозможно отобразить в образовательном процессе.