Использование ЭОР на уроках русского языка
Мингажева А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей №62
Основные задачи использования ЭОР в преподавании русского языка следующие: улучшить организацию урока за счет достаточного количества дидактического материала, представленного в компьютерном варианте, обеспечить его большую наглядность, использовать электронные словари, компьютерные тесты, медиатексты, Интернет-ресурсы, компьютерную демонстрацию мультимедийного урока; повысить интерес школьников к участию в дистанционных олимпиадах о конкурсах.
Для реализации этих задач необходимо было составить медиатеку по русскому языку, познакомиться с готовыми программными продуктами, с предметными сайтами, научиться пользоваться интерактивной доской.
Самый простой, на мой взгляд, способ внедрения современной информационной образовательной технологии в процесс обучения- это использование готовых программных продуктов. На уроках объяснения новой темы по орфографии я применяла программу «Уроки Кирилла и Мефодия», для отработки навыков грамотного письма- Программу-тренажёр «Фраза», Программу 1С: Репетитор. Русский язык (электронные тесты).
В качестве примера можно привести урок-повторение в 6 классе на тему «Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных». Для этого урока мною был разработан дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, который решал несколько задач: помогал сформировать у учащихся орфографические умения и навыки, увеличивал объём использования наглядности на уроке, сэкономил время на опрос учащихся. В разработанной презентации- 7 слайдов. Второй слайд представляет собой алгоритм орфографических действий «Правописание н- нн в суффиксах прилагательных». Четвёртый слайд- слова для запоминания, в которых буква н входит в состав корня. На этапе закрепления был проведен электронный тест «Проверь себя»- контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и позволяет выявить уровень усвоения орфограммы. Учащиеся проверили себя по предлагаемому ответу к тесту. Использование электронного теста способствовало отработке навыков грамотного письма. В целом, применение компьютерных технологий на этом уроке русского языка повысил активность учащихся при выполнении заданий.
Также на своих уроках я использую методическое пособие с электронным приложением из серии «Современная школа» (Москва, «Планета»). Пособие «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы» представляет собой сборник уроков по русскому языку с мультимедийным приложением к каждому уроку в виде презентаций, содержащих как информативные материалы, так и проблемные вопросы, видеофрагменты, тесты. Материал соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Электронное приложение (СD- диск) содержит также интерактивные игры для учащихся 5-6 классов, которые помогают учителю организовать фронтальную или индивидуальную проверку знаний учащихся. Пособие «Повторение и контроль знаний. Русский язык. 6 класс» содержит материал по всем разделам, изучаемым в 6 классе. Проверочные и контрольные тесты, логические задания к каждому разделу помогают разнообразить учебный процесс, и эти задания можно рассматривать как первый шаг в подготовке учащихся к итоговой аттестации. На диске представлены тесты с автоматизированной функцией определения правильного ответа, кроссворды, филворды.
Современные школьники неохотно и мало читают, их речь не отличается выразительностью, дети зачастую допускают большое количество речевых ошибок. В системе преподавания русского языка в каждом классе отводится определённое время для уроков развития речи. И передо мной стояла задача- использовать электронные образовательные ресурсы на уроках развития речи.
Все учителя русского языка и литературы сталкиваются с тем, что ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Чтобы дети не занимались этой бесполезной работой, надо создать для них необходимость обработать найденную информацию, преобразовав её, например, в виде опорной схемы, презентации, вопросов по теме. Так, учащиеся моих шестых классов готовят рассказы о писателях, самостоятельно создавая презентации. Самое элементарное применение компьютера учащимися- редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, стихов. Надо заметить, что этим шестиклассники занимаются более охотно, чем ведением тетради для творческих работ: им интереснее текст набрать на компьютере, нежели аккуратно написать в тетради. Особенно необходима работа по редактированию текстов: это помогает учащимся научиться видеть речевые ошибки как в чужих текстах, так впоследствии и в своих сочинениях, классифицировать речевые недочёты, определять способы их исправления. На уроках редактирования текстов я использую видеоматериалы (фрагменты из фильмов, записи выступлений политических деятелей, известных людей и рядовых граждан). Учащимся предлагается внимательно послушать речь героев и исправить ошибки.
В 5-7 классах изучаются стили речи, типы текстов, пишутся сочинения по картинам. Можно использовать презентации на уроках русского языка, посвящённых различного вида описаниям (картины, места, скульптуры, человека, животного, внутреннего состояния и т.п.). Вниманию учеников представляются репродукции картин, фотографии. И в этом плане презентация решает одну из главных своих задач- служит наглядным материалом. Но кроме этого, презентация содержит информацию о художнике, авторе произведения и о самом произведении, которое предложено описать. Таким образом, выполняется и другая функция презентации- информативная. Учебная презентация должна содержать и обучающий материал. Так, на слайдах появляются задания по прочитанному тексту, по данному визуальному ряду. Разумеется, можно воспользоваться учебником, листком-распечаткой, но, на мой взгляд, презентация позволяет «держать» внимание учащихся более длительное время, а также акцентировать внимание на важных моментах. Она помогает использовать двуполушарный подход в обучении, когда словесные методы сочетаются со зрительными.
В качестве примера приведу разработанный мной урок- презентацию «Обучение сочинению- рассказу по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». На нескольких слайдах представлены репродукции некоторых картин этого художника, эскизы, первые рисунки- эпизоды (история картины «Опять двойка»), фрагменты картины для её пообразного анализа; на отдельных слайдах- определение жанра этого произведения, основной мысли, композиции, краски картины. Также учащимся предлагалось вспомнить, что такое рассказ, композицию рассказа, составить план сочинения- рассказа по картине.
К сожалению, трёх часов русского языка в неделю явно недостаточно для полноценной работы по развитию у учащихся связной речи. Но когда позволяет время, можно использовать пособие из то же серии «Современная школа» «Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 5-7 классы». На электронном приложении размещены презентации, выполненные в программе PowerPoint с наглядным демонстрационным материалом обучающего и занимательного характера. Любую презентацию можно трансформировать, дополнить, преобразовать и сделать своей. Очень интересен материал из 10 рисунков, на которых известные герои детских мультфильмов изображены в разных ситуациях, задания к рисункам, карточки для индивидуальной работы (раздаточный материал).
Необходимо привлекать школьников к участию в дистанционных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Участники научно-практической Малой академии наук школьников города Уфы под моим руководством представили свои проекты и презентации на темы «Система речевого этикета», «Функционирование цветообозначения красный в русском языке», «Кулинарные реалии в произведениях Н.В. Гоголя». Также мои ученики принимали участие в дистанционном эрудит-марафоне – конкурсе Специалистов по русскому языку и литературному чтению, в Интернет-конкурсе юных поэтов, во Всероссийском дистанционном конкурсе «Грамотей-спринт», Всероссийских дистанционных олимпиадах по русскому языку и литературе, организованных Центром поддержки талантливой молодёжи и др.
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире того,
что я пока использую в своей работе. Следует активнее осваивать дистанционное обучение- уроки в режиме реального времени с помощью телеконференций, в программе «Skype» при помощи конференц-связи. Но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение
ЭОР в преподавании русского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес.