Электронные ресурсы ...

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение мингажева » 12 фев 2014, 16:43

Использование ЭОР на уроках русского языка
Мингажева А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей №62
Основные задачи использования ЭОР в преподавании русского языка следующие: улучшить организацию урока за счет достаточного количества дидактического материала, представленного в компьютерном варианте, обеспечить его большую наглядность, использовать электронные словари, компьютерные тесты, медиатексты, Интернет-ресурсы, компьютерную демонстрацию мультимедийного урока; повысить интерес школьников к участию в дистанционных олимпиадах о конкурсах.
Для реализации этих задач необходимо было составить медиатеку по русскому языку, познакомиться с готовыми программными продуктами, с предметными сайтами, научиться пользоваться интерактивной доской.
Самый простой, на мой взгляд, способ внедрения современной информационной образовательной технологии в процесс обучения- это использование готовых программных продуктов. На уроках объяснения новой темы по орфографии я применяла программу «Уроки Кирилла и Мефодия», для отработки навыков грамотного письма- Программу-тренажёр «Фраза», Программу 1С: Репетитор. Русский язык (электронные тесты).
В качестве примера можно привести урок-повторение в 6 классе на тему «Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных». Для этого урока мною был разработан дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, который решал несколько задач: помогал сформировать у учащихся орфографические умения и навыки, увеличивал объём использования наглядности на уроке, сэкономил время на опрос учащихся. В разработанной презентации- 7 слайдов. Второй слайд представляет собой алгоритм орфографических действий «Правописание н- нн в суффиксах прилагательных». Четвёртый слайд- слова для запоминания, в которых буква н входит в состав корня. На этапе закрепления был проведен электронный тест «Проверь себя»- контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и позволяет выявить уровень усвоения орфограммы. Учащиеся проверили себя по предлагаемому ответу к тесту. Использование электронного теста способствовало отработке навыков грамотного письма. В целом, применение компьютерных технологий на этом уроке русского языка повысил активность учащихся при выполнении заданий.
Также на своих уроках я использую методическое пособие с электронным приложением из серии «Современная школа» (Москва, «Планета»). Пособие «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы» представляет собой сборник уроков по русскому языку с мультимедийным приложением к каждому уроку в виде презентаций, содержащих как информативные материалы, так и проблемные вопросы, видеофрагменты, тесты. Материал соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Электронное приложение (СD- диск) содержит также интерактивные игры для учащихся 5-6 классов, которые помогают учителю организовать фронтальную или индивидуальную проверку знаний учащихся. Пособие «Повторение и контроль знаний. Русский язык. 6 класс» содержит материал по всем разделам, изучаемым в 6 классе. Проверочные и контрольные тесты, логические задания к каждому разделу помогают разнообразить учебный процесс, и эти задания можно рассматривать как первый шаг в подготовке учащихся к итоговой аттестации. На диске представлены тесты с автоматизированной функцией определения правильного ответа, кроссворды, филворды.
Современные школьники неохотно и мало читают, их речь не отличается выразительностью, дети зачастую допускают большое количество речевых ошибок. В системе преподавания русского языка в каждом классе отводится определённое время для уроков развития речи. И передо мной стояла задача- использовать электронные образовательные ресурсы на уроках развития речи.
Все учителя русского языка и литературы сталкиваются с тем, что ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Чтобы дети не занимались этой бесполезной работой, надо создать для них необходимость обработать найденную информацию, преобразовав её, например, в виде опорной схемы, презентации, вопросов по теме. Так, учащиеся моих шестых классов готовят рассказы о писателях, самостоятельно создавая презентации. Самое элементарное применение компьютера учащимися- редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, стихов. Надо заметить, что этим шестиклассники занимаются более охотно, чем ведением тетради для творческих работ: им интереснее текст набрать на компьютере, нежели аккуратно написать в тетради. Особенно необходима работа по редактированию текстов: это помогает учащимся научиться видеть речевые ошибки как в чужих текстах, так впоследствии и в своих сочинениях, классифицировать речевые недочёты, определять способы их исправления. На уроках редактирования текстов я использую видеоматериалы (фрагменты из фильмов, записи выступлений политических деятелей, известных людей и рядовых граждан). Учащимся предлагается внимательно послушать речь героев и исправить ошибки.
В 5-7 классах изучаются стили речи, типы текстов, пишутся сочинения по картинам. Можно использовать презентации на уроках русского языка, посвящённых различного вида описаниям (картины, места, скульптуры, человека, животного, внутреннего состояния и т.п.). Вниманию учеников представляются репродукции картин, фотографии. И в этом плане презентация решает одну из главных своих задач- служит наглядным материалом. Но кроме этого, презентация содержит информацию о художнике, авторе произведения и о самом произведении, которое предложено описать. Таким образом, выполняется и другая функция презентации- информативная. Учебная презентация должна содержать и обучающий материал. Так, на слайдах появляются задания по прочитанному тексту, по данному визуальному ряду. Разумеется, можно воспользоваться учебником, листком-распечаткой, но, на мой взгляд, презентация позволяет «держать» внимание учащихся более длительное время, а также акцентировать внимание на важных моментах. Она помогает использовать двуполушарный подход в обучении, когда словесные методы сочетаются со зрительными.
В качестве примера приведу разработанный мной урок- презентацию «Обучение сочинению- рассказу по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». На нескольких слайдах представлены репродукции некоторых картин этого художника, эскизы, первые рисунки- эпизоды (история картины «Опять двойка»), фрагменты картины для её пообразного анализа; на отдельных слайдах- определение жанра этого произведения, основной мысли, композиции, краски картины. Также учащимся предлагалось вспомнить, что такое рассказ, композицию рассказа, составить план сочинения- рассказа по картине.
К сожалению, трёх часов русского языка в неделю явно недостаточно для полноценной работы по развитию у учащихся связной речи. Но когда позволяет время, можно использовать пособие из то же серии «Современная школа» «Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 5-7 классы». На электронном приложении размещены презентации, выполненные в программе PowerPoint с наглядным демонстрационным материалом обучающего и занимательного характера. Любую презентацию можно трансформировать, дополнить, преобразовать и сделать своей. Очень интересен материал из 10 рисунков, на которых известные герои детских мультфильмов изображены в разных ситуациях, задания к рисункам, карточки для индивидуальной работы (раздаточный материал).
Необходимо привлекать школьников к участию в дистанционных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Участники научно-практической Малой академии наук школьников города Уфы под моим руководством представили свои проекты и презентации на темы «Система речевого этикета», «Функционирование цветообозначения красный в русском языке», «Кулинарные реалии в произведениях Н.В. Гоголя». Также мои ученики принимали участие в дистанционном эрудит-марафоне – конкурсе Специалистов по русскому языку и литературному чтению, в Интернет-конкурсе юных поэтов, во Всероссийском дистанционном конкурсе «Грамотей-спринт», Всероссийских дистанционных олимпиадах по русскому языку и литературе, организованных Центром поддержки талантливой молодёжи и др.
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире того,
что я пока использую в своей работе. Следует активнее осваивать дистанционное обучение- уроки в режиме реального времени с помощью телеконференций, в программе «Skype» при помощи конференц-связи. Но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение
ЭОР в преподавании русского языка не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес.
мингажева
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 фев 2014, 14:12

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение Гульнара Зиннурова » 12 фев 2014, 17:27

Современный мир немыслим без Интернета.
Несколько лет назад вела экспериментальную деятельность (в составе группы учителей нашей школы) в рамках работы Республиканской экспериментальной площадки "Формирование исследовательской культуры учителя и обучающихся в образовательном процессе" при БГПУ им. М.Акмуллы. Перед нами стояла задача научить детей работать с различными источниками информации. Дети работали и добывали информацию. Конечно же, главным источником информации стал Интернет.
Гульнара Зиннурова
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 12 фев 2014, 16:39

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение Гульнара Зиннурова » 12 фев 2014, 17:27

Современный мир немыслим без Интернета.
Несколько лет назад вела экспериментальную деятельность (в составе группы учителей нашей школы) в рамках работы Республиканской экспериментальной площадки "Формирование исследовательской культуры учителя и обучающихся в образовательном процессе" при БГПУ им. М.Акмуллы. Перед нами стояла задача научить детей работать с различными источниками информации. Дети работали и добывали информацию. Конечно же, главным источником информации стал Интернет.
Гульнара Зиннурова
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 12 фев 2014, 16:39

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение Алексеева Виктория » 13 фев 2014, 09:47

Одним из эффективных поддерживающих средств в обучении является использование электронного учебника. Современным детям он доступен. Ребята с уверенностью в своих силах приступят к работе. Именно эта уверенность в своих силах есть качество, которое в значительной степени способствует усвоению языка, помогает вводу обучаемых в языковую среду. Таким образом, для более успешного усвоения программы именно работа с электронным учебником усилит познавательную активность школьников. Продуманное составление языковой программы позволит предъявить ученикам самые скучные и самые трудные элементы обучения орфографии в виде игры, что будет способствовать эффективному усвоению материала.
Алексеева Виктория
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 05 фев 2014, 11:34

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение Чернова А.В. » 13 фев 2014, 11:16

Следует отметить, что в связи с использованием средств новых информационных технологий, помимо слайд-лекций, презентаций, появляются и электронные учебники, в которых используются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Электронный учебник позволяет обеспечить режим самообучения и самоконтроля.
К преимуществам электронного учебника перед печатным относятся:
1) адаптация и оптимизация индивидуальных запросов обучаемого;
2) использование дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволит быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал (включение в текст пособия анимационных моделей, звуковое сопровождение, соответствующее лекторскому тексту);
3) построение простого и удобного механизма перемещения в пределах электронного учебника;
4) использование поискового механизма не только в рамках электронной книги, но и вне нее;
5) встроенный автоматизированный контроль уровня знаний;
6) адаптация изучаемого материала к уровню знаний обучаемого.
7) интерактивное взаимодействие между учащимися и элементами учебника.
Чернова А.В.
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 04 фев 2014, 17:38

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение Пысина Людмила » 13 фев 2014, 13:31

ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила, закономерностей языковых и литературных явлений. ИКТ позволяют использовать в преподавании филологических дисциплин разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. Преподаватель предъявляет не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся , активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения эффективным.
Постоянно возрастающие возможности ИКТ позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, МХК и использование мультипликации и анимации разнообразят занятие, активизируют деятельность обучающихся, расширяют их социокультурные связи.
Пысина Людмила
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 11:33

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение Клара Билалова » 13 фев 2014, 13:58

Купила диски "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" для 5 класса по русскому языку, для 9 класса по литературе. Здесь написано, что диски содержат: мультимедийные уроки, мультимедийные иллюстрации, видеофрагменты. Диск вообще хороший, есть теория, содержание очень многих произведений, очень много тестов. А где же мультимедийные уроки, мультимедийные иллюстрации, видеофрагменты? У кого есть такие диски, поделитесь, пожалуйста, информацией.
Клара Билалова
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 04 фев 2014, 12:25

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение husainova8 » 13 фев 2014, 17:15

В настоящее время широкое распространение и развитие получили именно компьютерные технологии в образовании. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а, значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала, при выборе средств обучения он должен соблюдать основные дидактические принципы. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Основным устройством, конечно, является компьютер (системный блок + монитор + мышь + клавиатура +колонки). Дополнительными устройствами являются проектор, экран, интерактивная доска, видеокамера, модем и др.)
husainova8
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 31 янв 2014, 16:46

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение husainova8 » 13 фев 2014, 17:19

Использование ИКТ имеет свои преимущества:

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3. рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

7. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

8. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.

9. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
husainova8
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 31 янв 2014, 16:46

Re: Электронные ресурсы ...

Сообщение GayasovaG » 13 фев 2014, 17:36

Использование ИКТ помогает обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, выделяя главное, творчески подходить к выполнению задания.Учителю - позволяет разнообразить различные этапы урока, особенно на уроках литературы
GayasovaG
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 13 фев 2014, 17:21

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron