Проблемы и перспективы организации ...

Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение admin » 29 янв 2014, 03:57

Проблемы и перспективы организации воспитательной деятельности педагога в эпоху электронного обучения
В новом веке и новом тысячелетии развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии образования (ИКТ). Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека. Во-вторых, резко возрос объем необходимых знаний, и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов.
Но обучение с помощью электронных обучающих программ, в том числе дистанционное обучение в целом, не способно заменить полноценное личностное общение преподавателя с учеником, ученика с учеником, ученика с коллективом.
На наш взгляд, фактически, это относится к любой идее обучения с помощью технической среды, выступающей в качестве посредника. А именно: ученик может получить конкретные знания, и даже уложить их в некоторую систему. Но он не установит неформальные ассоциативные связи (которые, собственно, и дают владение предметом) потому, что это требует от технического посредника умения мыслить неформально.
Исчезает тот воспитательный эффект от общения с преподавателем, который позволил бы в конечном счете говорить не просто об обучении, а об образовании в целом… Мы считаем, что электронное обучение сегодня безличностно, поэтому оно является обучением, вырабатывающим схематичное мышление детей.
Давайте обсудим эту точку зрения:
• образование в электронном формате будет сведено только к обучению, причем к обучению подчеркнуто прагматичному?
• воспитание обучающегося будет передано в руки электронных технологий, в руки программистов и электронных методистов?
• это наше электронное будущее и мы должны занять свое место в «матрице»?
• скорее всего, электронное образование это только современное средство, одно из многих, которое является лишь частью целостного образовательного процесса?
• а у меня совершенно другая точка зрения и я ее хочу представить?
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение farnina » 03 фев 2014, 09:07

Распространенные мифы, связанные с электронным обучением
1) Такой способ обучения не дает настоящего жизненного опыта
Мы традиционно разделяем свою жизнь на этапы: обучение, семья, работа. Дистанционное образование дает возможность проживать эти этапы нашей жизни параллельно. Все происходящее в нашей жизни и есть реальный опыт.
2) Дистанционная форма обучения дороже традиционного обучения из-за скрытых расходов.
Конечно организация онлайн-занятий требует некоторых затрат: программное обеспечение, размещение и оплата работы сервера, оплата специалистов. Однако и преподавателям в реальной жизни приходиться платить. Удаленная форма обучения позволяет набирать большие классы студентов, чем это позволяет традиционная. Чем на большее количество учеников делятся организационные затраты, тем меньше стоимость обучения для одного ученика.
3) Дистанционное обучение вредно для здоровья из-за необходимости длительные промежутки времени проводить, сидя за экраном компьютера.
Еще во время появления первых компьютеров начались разговоры о вредном влиянии на зрение излучения дисплеев. Но технологии совершенствуются постоянно и производители компьютерной техники не собираются притормаживать в совершенствовании продукции. Кроме того, если припомнить, какое количество времени мы просиживаем за компьютером, просто сидя в соцсетях и за играми, то разговоры о вреде электронного обучения могут только вызывать смех.
4) Дистанционное образование – это скучно.
Такое возможно, если преподаватель плохо сделал свою работу. Дистанционное образование мало отличается от привычного учебного процесса, и если студентам скучно – это говорит о плохом качестве конкретного обучающего материала. Скучно может быть при любом способе обучения, ключевую роль на этом этапе играет педагог.
farnina
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 03 фев 2014, 08:59

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение Зульфия Хусаинова » 03 фев 2014, 15:16

Процесс обучения – важнейший педагогический процесс. В процессе обучения
происходит познание. Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор,
приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их
мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и
навыки, умения и навыки самостоятельной работы.
Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе
такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей и
принципов обучения, на основе применения современных форм и методов
преподавания и учения, а также на основе изучения и учета особенностей
внутренних и внешних условий данного класса, учеников и других факторов.
Внедрение в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:

Информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;

Разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;

Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения, контроля знаний, получения индивидуального задания, моделирования изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа. Наибольший эффект достигается при использовании эвристических форм занятий. К таковым формам относятся дистанционные эвристические олимпиады, проекты, творческие работы учеников и циклы эвристических занятий. Их преимущества следующие: возможность индивидуальной самореализации учащихся, соревновательность, насыщенность, продуктивность, оперативность. Технология дистанционного эвристического обучения включает в себя следующие этапы:

Формулировка педагогом для учащихся дистантного класса задания или проблемы с неизвестным решением. Предоставление необходимой информационной среды или сведений, располагающихся в образовательном поле проблемы.

Личное решение задания каждым учеником, сообщение результатов педагогу и (или) всем учащимся.

Коллективное обсуждение личных продуктов учеников. Помощь учителя в достраивании учениками их образовательных продуктов до формализованного, понятного и воспринимаемого другими учениками вида.

Введение педагогом в созданное образовательное пространство культурно-исторических аналогов образовательной продукции учеников.

Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений, результатов учеников с помощью электронной почты. Коллективная дискуссия в режиме телеконференции.

Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых. Выявление и обозначение коллективно созданных образовательных продуктов.

Рефлексивная деятельность по осознанию возникших проблем. Выявление и осознание методологии собственной эвристической деятельности каждым из учеников.

Следующим этапом в рассмотрении ДО будет изучение информационных технологий, которые и позволяют существовать нашему главному объекту исследований. ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно –это и ПО по предоставлению знай и по их контролю.

Основные принципы дистанционно­го обучения (ДО): установление интерак­тивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непо­средственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информацион­ной технологии.

Дистанционное обучение и традици­онное существенно различаются.

Это:

пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

усиление активной роли учащего­ся в образовательном процессе: в поста­новке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;

подбор материалов, предназначен­ных специально для дистанционного изучения.

Главной проблемой развития дистан­ционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко про­является то обстоятельство, что учащи­еся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предмет­ного содержания обучения.

На смену прежней модели обуче­ния должна прийти новая модель, ос­нованная на следующих положениях: в центре технологии обучения — уча­щийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащие­ся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — со­трудничество.

В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели деятельно­сти и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Мы считаем ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих технологии дистанционного образования, что дис­танционный учебный курс можно полу­чить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традицион­ного очного обучения.

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов долж­но начинаться с глубокого анализа це­лей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учеб­ной информации, требований к техно­логиям дистанционного обучения с точ­ки зрения обучения конкретным дисцип­линам, корректировки критериев обученности.

Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, ко­торые можно обозначить следующим об­разом:

• стимулирование интеллектуаль­ной активности учащихся с помо­щью определения целей изучения и применения материала, а так­же вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию мате­риала;

• усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого опре­деления ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

• развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углуб­лением учебных технологий и приемов.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными техно­логиями передачи информации и обще­ния, в первую очередь следует отнести:

• принцип активности;

• принцип самостоятельности;

• принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;

• принцип мотивации;

• принцип связи теории с практикой;

• принцип эффективности. В связи с этими принципами сред­ства учебного назначения, которые ис­пользуются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:

• индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать про­цесс обучения;

• контролировать обучаемого с ди­агностикой ошибок и обратной связью;

• обеспечить самоконтроль и само­коррекцию учебно-познаватель­ной деятельности учащегося;

• демонстрировать визуальную учебную информацию;

• моделировать и имитировать про­цессы и явления;

• проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в услови­ях виртуальной реальности;

• прививать умение в принятии оптимальных решений;

• повысить интерес к процессу обу­чения;

• передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую важность определения целей курса.

Для построения четкого плана кур­са необходимо:

• определить основные цели, уста­навливающие, что учащиеся дол­жны изучить;

• конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь делать;

• спроектировать деятельность уча­щегося, которая позволит достичь целей.

Очень важно добиваться того, что­бы поставленные цели помогали опре­делить, что ожидается от учащихся пос­ле изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать в конце каждого урока. Факти­чески необходима постановка целей для каждого урока курса.

Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельно­сти учащихся и определить, на какой стадии он находится.

Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

• настроить мышление на тему обу­чения;

• сфокусировать внимание на наи­более важных проблемах;

• тщательно подготовиться к тес­там, заданиям и другим средствам оценивания.

Деятельность должна быть спроек­тирована в соответствии со сформули­рованными целями.

При планировании и разработке ди­станционных учебных курсов необходи­мо принимать во внимание, что основ­ные три компоненты деятельности пе­дагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО.

Разработанный и реализованный подход к дистанционному обуче­нию заключается в следующем:

перед началом дистанционного обучения производится психоло­гическое тестирование учащегося с целью разработки индивидуаль­ного подхода к обучению;

учебный материал представлен в структурированном виде, что по­зволяет учащемуся получить сис­тематизированные знания по каж­дой теме;

контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом. Изучение таким образом предмета школьного курса может быть использо­вано школьниками, имеющими сложно­сти при традиционном обучении, в ка­честве своеобразного репетитора по кон­кретным предметам и темам.

Содержание предлагаемого к освое­нию курса дистанционного обучение педагогически отработано и системати­зировано и состоит из комплекса психо­логических тестов, программы обу­чения и электронного учебника, который удовлетворяет вышеизложенным принципам.

Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тес тов и пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.

Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных мате риалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:

1) информацию о системе дистанционного обучения, методах ДО;

2) биографическую информацию о преподавателе;

3) технологию построения учебного курса;

4) цели курса;

5) критерии окончания обучения;

6) часы телефонных консультаций;

7) описание экзаменов, проектов письменных работ;

8) другие инструкции.

Электронный учебник, содержит собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление о определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем. (Материал взят из источника:
ИНФО N8,2000 (С.В. Тсвелева)

Internet

1.www.dist-edu

2.www.hse

3.ito.bitpro

4.www.ui.usm

5.biro.ufanet

6.kampi.kcr )
Зульфия Хусаинова
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 07:33

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение Зульфия Хусаинова » 03 фев 2014, 15:27

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Суть исследуемой проблемы заключена в следующих аспектах:

до сих пор не разработана и не принята нормативно-правовая база дистанционного образования;

существует тенденция "подстраивания" термина дистанционного обучения под понятие любых форм образования (кроме очной);

педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела;

Именно поэтому необходимо дать чёткое определение дистанционного обучения, рассмотреть его теоретические основы для различных уровней.

В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педаго­гической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.


Что следует по­нимать под дистанционным обучением?


Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Последние три компо­нента. В дистанционной форме обучения обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).

Не следует смеши­вать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование (как результат, так и процесс, систему) как новую форму образования. Хотя оно не может рассматриваться как система совершенно автономная. Дистанци­онное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием , что и очное обучение. Но формы подачи материа­ла и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактичес­кие принципы организации дистанционного обу­чения (принципы научности, систем­ности и систематичности, активности, принципы развивающего обучения, наглядности, дифферен­циации и индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностя­ми информационной среды Интернет, ее услуга­ми.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обуче­ние следует рассматривать в общей систе­ме образования (непременно в системе непрерывного образования), предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обуче­ние необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обуче­ние пред­полагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педаго­гической (в плане педагогических техноло­гии, методов, форм обучения) составляю­щих. Следовательно задачами этапа педагоги­ческого проектирования являются: создание электронных курсов, элек­тронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических тех­нологий организации процесса обучения в сетях .

Авторы статей выделяют ряд характеристик дистанци­онного обучения.

Курсы дистанци­онного обучения предпо­лагают тщательное и детальное пла­нирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспе­чивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предо­ставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи поз­воляющей ученику получать инфор­мацию о правильности своего продвиже­ния по пути от незнания к знанию. Мотива­ция — также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные приемы и средства. А так же необходимо пред­усмотреть инвариантные компоненты при разработке курсов дис­танционного обучения .


Цели дистанционного обучения.


Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения:

профессиональная подготовка и переподго­товка кадров;

повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях, на­выках школьников по определенным пред­метам школьного цикла;

базовый курс школьной программы для уча­щихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в те­чение какого-то отрезка времени;

дополнительное образование по интересам.


Виды дистанционного обучения.


На основе выполненного анализа можно заключить, что наиболее распространёнными являются виды дистанцион­ного обучения, основанные на: 1. интер­активном телевидении;

2. компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с раз­личными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); 3. сочета­ние технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Преимущество обучения, базирующегося на интерактив­ном телевидении, заключается в его возможности непо­средственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обыч­ное занятие, будь оно построено по тра­диционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик, лабораторных опытов, когда преподава­тели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования но­вых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, при­нять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интер­активна и мо­жет считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подго­товки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии. Следующий способ организации дистанцион­ного обучения предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режи­ме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов регио­нальных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.

Третий способ, предполагает ис­пользование компакт-дисков в качестве базового элек­тронного учебника. Он заключает в себе большие дидактические возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.


Модели дистанционного обучения.


В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения:

Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требова­ния и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведе­ния.

Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.

Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных за­ведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного ди­станционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисципли­нам ( в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Четвертая модель - автономные образо­вательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дис­танционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых ра­ботают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.

Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо - самоанский телевизионный проект.

Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.


Преимущества дистанционного обучения.


Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанцион­ного обучения являются:

более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравне­нию с вечерней и заочными формами об­учения при более низкой стоимости образователь­ных услуг;

сокращение сроков об­учения;

возможности параллель­ного обучения в российском и зарубежном вузах;

независимость студента от географического расположения вуза.

Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в Большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.


Основные проблемы организации дистанционной формы обучения.


Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний "дистанционных" учащихся. Для его решения

необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.


Заключение:


Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.


Фактоы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.


Список литературы:


Околесов О. П. Системный подход к построению электронного курсадля дистанционного обучения // Педагогика. -1999. -№ 6. -С. 50-56.

Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.

Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С. 7-12.


19
Зульфия Хусаинова
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 07:33

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение ольга юрьевна » 03 фев 2014, 15:34

На современном этапе развития общества в новых образовательных условиях цели, содержание, формы и методы воспитания, сложившиеся в системе советской школы, оказались малоэффективными. Отсюда вытекает необходимость поиска новых путей развития системы воспитания детей, потребность принципиально нового подхода к подготовке будущего учителя, способного успешно реализовывать задачи воспитания, осуществлять инновационные процессы в воспитательной работе.
Подготовка специалистов в высших педагогических образовательных учреждениях должна быть ориентирована на кардинально новые, адекватные современным требованиям механизмы подготовки, позволяющие будущим учителям эффективно управлять воспитательной работой в системе образования.

Дополнительные требования к будущему учителю предъявляет и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Необходимость разработки программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечения достижения личностных результатов освоения школьниками основной образовательной программы, организации воспитательной деятельности, направленной на становление личностных характеристик выпускника, соответствующих описанному во ФГОС ООО портрету выпускника основной школы – все это требует от будущего педагога высокого развития профессиональных умений в области воспитания.
ольга юрьевна
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 03 фев 2014, 15:01

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение Ильнара Гирфанова » 03 фев 2014, 16:11

В настоящее время уровень современных информационных технологий достиг достаточно высокого уровня для проведения учебного процесса преимущественно дистанционно. Такая организация занятий имеет ряд преимуществ – возможность получения образования в областях, удаленных от региональных центров, продолжение обучения работающих людей и людей с ограниченными возможностями. Вследствие этих преимуществ очень быстро возрастает популярность электронного обучения, использующего в качестве основного инструмента дистанционные технологии.
Для проведения занятий в таком формате требуется специальная система дистанционного обучения, позволяющая проводить занятия, отчетные мероприятия, а также выполняющая роль главного хранилища всех учебных материалов. Последние приобретают более разнообразные формы, чем в традиционном обучении. Это электронные книги, аудио- и видеоматериалы, интерактивные обучающие программы, учебные тренажеры, тесты и пр.
Подводя итоги, можно сказать, что электронное обучение приобретает все большую популярность, но процесс его организации весьма сложный и трудоемкий. В первую очередь он требует знаний особенностей управления такой деятельностью.
Ильнара Гирфанова
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 03 фев 2014, 16:03

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение Nataliya » 03 фев 2014, 16:40

Онлайн-образование учит обучающихся эффективному общению. Экран компьютера – не помеха для того, чтобы задавать вопросы, обсуждать, комментировать и, вообще, взаимодействовать. Ведь все действия должны быть тщательно продуманы, четко и лаконично написаны. Связь между одноклассниками и преподавателем может быть более интенсивной, чем в традиционной аудитории. Ведь социальный аспект – основа основ программного обеспечения.
Если онлайн-курс окрестили «скучным», :roll: это только потому, что преподаватель плохо спланировал работу. Скучно на уроке в дистанционной аудитории не бывает: можно точно так же, как и в обычном классе, общаться в чате с другими обучающимися, поднимать руку, задавать вопросы, общаться с учителем, использовать возможности Интернета для исследований и составления презентаций. :lol:
Nataliya
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 фев 2014, 15:46

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение Адеева » 03 фев 2014, 17:29

:) скорее всего, электронное образование это только современное средство, одно из многих, которое является лишь частью целостного образовательного процесса. Электронное образование необходимо.
Адеева
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 03 фев 2014, 17:00

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение gorta » 04 фев 2014, 04:29

Электронная форма обучения обрела законодательный статус благодаря закону «Об образовании в российской федерации» (статьи 15, 16).
«Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.»
gorta
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 06:22

Re: Проблемы и перспективы организации ...

Сообщение gorta » 04 фев 2014, 04:31

На необходимость применения технологии ЭО в школе влияют следующие факторы:
1. Образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Такие элементы электронных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования.
2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.
В рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным.
3. Организация дополнительных элективных курсов.
Данная система может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. Таким образом объединяются усилия педагогов всех образовательных учреждений, и расширяется спектр предлагаемых курсов, у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.
4. Экстернат.
В некоторых учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия и пр.) Технологии электронного обучения позволят восполнить этот пробел.
5. Организация профильного обучения для удаленных муниципальных образовательных учреждений.
Проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Одним из решений вопроса может быть технология ЭО.
6. Электронные уроки для детей, пропускающих школьные занятия по причинам болезни.
Восполнить знания учащийся может только с помощью дополнительных занятий с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Технология ЭО могла бы возместить этот пробел в системе образования.
7. Организация школьных систем виртуального общения.
Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием электронных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ЭО в течение всей жизни.
gorta
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 07 дек 2013, 06:22

След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron