школа 23 салават » 13 фев 2014, 03:18
Широко применяются компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе школьного психолога с учащимися. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Компьютерные программы — это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, их учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей и др.
Можно выделить два направления использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе:
1) для развития познавательных способностей ребенка — по этому направлению сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления; при желании можно и самому создать простенькую игрушку-презентацию;
2) при организации коррекционно-развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами учащихся.
При коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.) компьютерные игры используются в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, это некий посредник, замещающий живых участников общения. Компьютерные игры применяются в коррекционной работе для моделирования ситуации общения, которую необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом они подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей. Еще эффективнее данные задачи можно решать с помощью программ-студий, позволяющих создавать свои собственные мультфильмы. Созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал.
Например, при работе с тревожным школьником использование мульт-студии может способствовать:
а) повышению самооценки ребенка. С этой целью ребенку предлагается создать мультфильм-путешествие про героя, наделенного лучшими качествами ребенка. (качества выясняются в ходе беседы с психологом: «Чему бы ты смог его научить? Какими качествами ты мог бы с ним поделиться?»)
б) обучению ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. В данном случае психолог совместно с ребенком развивает сюжетную линию мультфильма, имитирующую реальную ситуацию (например, ответ у доски). Герой истории обязательно должен добиться успеха, несмотря на все преграды. Даже просто проигрывание фрустрирующей ситуации в процессе создания и озвучивания мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора.
Главное в этом методе работы — сопровождающая роль психолога, который вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом. Психолог может предлагать ученикам как собственные незаконченные мультфильмы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания мульт-историй.
При групповом (3–5 человек) создании мультфильма-сказки на заданную психологом или выбранную в совместном обсуждении тему развиваются коммуникативная и личностная сферы участников. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Использование мульт-студий возможно и в работе со старшеклассниками — для формирования перспектив жизненного пути (например, создание учащимися мульт-истории на тему «Один день из жизни профессионала»).
Включение специально смонтированных видеороликов после больших психологических игр и тренингов позволяет провести рефлексивный тренинг под условным названием «После бала». Организация или содействие издательской деятельности старшеклассников на основе компьютерных технологий способствуют профессиональному самоопределению учащихся, формированию их специальных умений и навыков.
При организации психологигического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, электронные книги, ресурсы Рунета и разработанные самим психологом игрушки-презентации. Например, игра «Ориентир в мире профессий» позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий. Создание со старшеклассниками программы-презентации «Цветонастроение», в которой мы совместно подбирали фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, и определенное музыкальное сопровождение, потребовало от ребят предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.
В работе с педагогами использование информационных компьютерных технологий имеет следующие преимущества:
доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернету;
возможность опосредованного консультирования и просвещения;
точность и быстрота обработки диагностического материала;
большой интерес учащихся к современным информационным технологиям (а следовательно, это можно использовать для повышения учебной мотивации);
наличие компьютерных развивающих тренажеров;
высокое качество и наглядность стимульного материала.
В настоящий момент многие учителя только начинают осваивать «чудо-технику», иногда побаиваются компьютера, часто отстают в своем знании компьютера от учеников. Применение в работе школьного психолога с педагогами современных информационных технологий, помимо решения чисто психологических задач, способствует повышению информационной культуры педагогов и мотивации к использованию ими компьютера в своей педагогической практике.
Для реализации этих идей специально для учителей мною был разработан и создан сайт для локальной школьной сети «Психология для учителя». Этот сайт является своего рода виртуальной психологической службой, призванной помочь педагогам использовать широкие возможности для психолого-педагогического самообразования, самопознания, профессионального саморазвития. Рубрики «Вместе с детьми» и «Вместе с родителями» помогут решить задачи повседневной школьной практики, некоторые материалы настроят на осознание своей профессиональной и жизненной позиции. Каждый педагог выбирает материал в зависимости от своих интересов и потребностей. Благодаря данному сайту, неспешно перелистывая его материалы, можно приобрести опыт работы с веб-страницами.
Учителя с удовольствием обращаются к нему за помощью, ведь в данном случае компьютер, как и книга, сохраняет интимность общения человека с информацией, предоставляет достаточно времени для размышлений и анализа. Популярность сайта среди педагогов обусловлена и тем, что материалы рубрик подобраны с учетом их запросов.
Нельзя переоценить ресурсы, предоставляем ИКТ для профессионального саморазвития психолога: это возможность почитать в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты, поучаствовать в профессиональных чатах и т.д.
Надеюсь, что компьютерные технологии и в дальнейшем будут надежными помощниками школьной практической психологии. Но развитие ИКТ может таить в себе и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети. Тандем психологов и программистов может сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее негативное влияние на детей и подростков.