школа 23 салават » 09 фев 2014, 19:52
Проблемы информатизации образования
Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:
— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;
— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;
— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.
К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:
— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;
— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;
— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;
— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;
— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;
— отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;
— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;
— непонимание руководством учебных заведений, да и руководителями более высокого ранга, целей и задач, стоящих перед современной школой в части ее компьютеризации и информатизации; упрощение сути информационной среды учебного заведения, желание руководителей учебных заведений быстрее отчитаться о создании информационного пространства, информационной среды без анализа эффективности ее работы;
— практически полное отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).
Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:
— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;
— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
— бесплановость, случайность применения ИКТ;
— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.