Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 09 фев 2014, 19:02

Многие школьные психологи проводят уроки психологии. С применением медиатехнологий данные уроки приобретают статус медиауроков. Данные занятия строятся непосредственно с использованием презентаций (программа Power Point).
Кроме того, сейчас почти у каждого школьника есть дома компьютер, поэтому педагог-психолог может раздавать детям дискеты с электронными заданиями. Таким образом, небольшую коррекционно-развивающую работу учащиеся могут проводить дома с родителями.
В рамках медиауроков ИКТ выступает в большей степени как средство обучения, которое в умелых руках может помочь, в противном случае — навредить. Организовать грамотный медиаурок не просто. С одной стороны, необходимо хорошо знать, как определенную тему можно подать с использованием ИКТ. С другой стороны, надо обладать достаточной подготовкой, чтобы либо самому создать необходимые компьютерные материалы для урока, либо освоить имеющиеся программы и суметь их корректно использовать.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 09 фев 2014, 19:03

Мультстудии позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия, а также создавать собственные мультфильмы. Психолог может совместно с ребенком развить сюжетную линию мультфильма, имитирующую конкретную ситуацию (например, ответ у доски). При этом созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал.
Например, при работе с тревожным школьником использование мультстудии может способствовать повышению самооценки ребенка, обучению его навыкам управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Даже просто «проигрывание» фрустрирующей ситуации благодаря созданию и озвучиванию мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора. Главное в этом методе работы — сопровождающая роль психолога: он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом.
Психолог может предложить ученикам как созданные им самим, но незаконченные мультфильмы (для продолжения с детьми), так и просто темы для создания мультисторий. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Даже в работе со старшеклассниками возможно использование мультстудий для развития личностных смыслов и перспектив жизненного пути.
Мультстудии, а также различные учебные пособия можно самостоятельно создавать с помощью компьютерной программы Flash.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 09 фев 2014, 19:04

В сети Интернет бесплатных психологических программ очень немного, в основном все они платные. Это программы типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Например, для снятия физического напряжения и оптимизации умственной деятельности или для снятия стресса с помощью интегратора движения глаз.
Данные программы могут применяться школьным психологом в индивидуальной коррекционной и развивающие работе. Кроме того, можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации. Любой преподаватель после тяжелого рабочего дня или в стрессовый момент может прийти в эту комнату, включить расслабляющую музыку, сесть за компьютер и поработать с данной программой.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 09 фев 2014, 19:07

Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета заключается в следующем:
• Чтение и анализ электронных книг по психологической тематике, периодики (электронная версия «Школьного психолога»); систематическое чтение электронных рассылок и сайтов по психологической тематике.
• Составление личного каталога психологических ресурсов Рунета, систематизация электронных ресурсов и методических разработок.
• Дистанционное обучение.
• Проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами и мэтрами.
• Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете.
• Участие в открытой развивающей экспертизе. Данная технология предполагает, что в рамках дистанционных мероприятий и конкурсов участникам сообщается не только сухой вердикт экспертов: «прошел — не прошел», но и даются ориентиры для совершенствования работы: что надо сделать участнику, чтобы работа стала выигрышной.
• Взаимодействие между психологами и представителями издательств, фирм и других организаций. Данное сотрудничество позволяет издательствам найти новых авторов, а психологам (в том числе и из отдаленных районов) стать авторами известных периодических изданий и собственных тиражируемых печатных продуктов.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 09 фев 2014, 19:09

В рамках дистанционной школьной психологической службы актуальны те же направления деятельности: диагностика, консультирование, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности школьного психолога в режиме дистанционной службы происходит через:
— создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам;
— представление развивающих, диагностических материалов для детей, с которыми дети могут работать в режиме on-line;
— проведение дистанционных психологических акций и конкурсов;
— организацию дистанционного консультирования целевых групп (в частности, возможно создание Интернета доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента);
— организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет;
— организацию школ дистанционного обучения;
— проведение чата команды психологов с детьми, родителями, организацию дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации и др.; также дистанционная школьная психологическая служба позволяет проводить чаты с привлечением специалистов из других городов;
— проведение телемостов с педагогами, детьми и др.;
— проведение опросов целевых групп;
— организацию психологического практикума для целевых групп;
— распространение рассылок дистанционной школьной психологической службой, которые позволяют:
• информировать родителей о результатах диагностики их ребенка, давать рекомендации родителям относительно того, как должна выстраиваться работа родителя с ребенком по коррекции (развитию) определенных свойств, процессов, качеств;
• распространять информацию, единую для всех родителей, педагогов, детей определенной параллели, касающуюся возрастных психологических особенностей, рекомендаций по предотвращению трудностей, организации правильного семейного воспитания, учебного процесса в связи с особенностями детей и т.д.;
• информировать родителей, педагогов, детей, коллег о предстоящих мероприятиях, которые проводятся в школьной психологической службе.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 09 фев 2014, 19:10

Компьютерные технологии уже в ближайшее время прочно войдут в наш обиход. Они станут надежными помощниками школьной практической психологии в различных направлениях, тем более что преимущества ИКТ просто неоспоримы. Это и огромный интерес детей и подростков, и широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение), и возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы), а также интерактивность компьютерных программ и значительная экономия времени. От нашей активности и жизненной позиции зависят развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Светлана Юрьевна » 09 фев 2014, 19:45

Так как человек живет и работает в обществе, то необходимо предоставить школьнику возможности поиска своего пути во взрослом мире. Не менее важно – подготовить его к пониманию необходимости управления изменениями в окружающем мире.
Единое Информационное Пространство Школы обеспечит:
1. Создание дополнительных условий для социализации учащихся.
2. Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.
3. Формирование творческих навыков.
4. Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
5. Развитие инициативы.
6. Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.
7. Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эсте-тическое и др. воспитание).
Для поддержки воспитательной функции школа должна быть обеспечена разнообраз-ными возможностями общения, в том числе внутришкольной локальной сетью и выходом в Интернет.
Сетевые технологии помогают сформировать инициативную, творческую личность, успешную не только в электронной информационной среде, но и в обычной жизни.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 11:51

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение школа 23 салават » 09 фев 2014, 19:52

Проблемы информатизации образования
Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:
— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;
— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;
— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.
К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:
— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;
— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;
— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;
— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;
— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;
— отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;
— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;
— непонимание руководством учебных заведений, да и руководителями более высокого ранга, целей и задач, стоящих перед современной школой в части ее компьютеризации и информатизации; упрощение сути информационной среды учебного заведения, желание руководителей учебных заведений быстрее отчитаться о создании информационного пространства, информационной среды без анализа эффективности ее работы;
— практически полное отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).
Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:
— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;
— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
— бесплановость, случайность применения ИКТ;
— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.
школа 23 салават
 
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 16:11

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Салихова Л.А. » 10 фев 2014, 05:10

В школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности:
• узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации;
• динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
• продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа дают учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;
• оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора;
• оптимальный размер предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото, музыкальных файлов, которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
Салихова Л.А.
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 01 фев 2014, 12:01

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 10 фев 2014, 11:39

Педагог-психолог должен владеть следующими умениями и навыками:
- подготавливать средства ИКТ к работе;
- определять педагогическую целесообразность использования ИКТ в учебном процессе с учетом цели занятий, содержания изучаемого материала, возрастных особенностей, их знаний и интересов;
- осуществлять анализ и на его основе уметь дать экспертную оценку психолого-педагогического обследования с помощью ИКТ;
- определять функционально-методическое назначение ИКТ в работе со школьниками;
- анализировать возможности современных ИКТ, с целью выявления целесообразности их использования в учебном процессе и на всех этапах подготовки к занятию и при организации самостоятельной работы педагогов, школьников;
- осуществлять анализ программного обеспечения ИКТ, рекомендуемого детям школьного возраста для интеллектуального и эмоционального развития школьников;
- учитывать в подготовке детей к занятиям с использованием ИКТ традиционные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, подвижные), их взаимосвязь;
- выбирать рациональные формы и методы применения ИКТ в учебном процессе;
- учитывать дидактические возможности различных сервисов Интернета для осуществления взаимодействия в различных режимах работы в Интернете;
- выбирать рациональный метод применения телекоммуникационных средств в учебном процессе;
- подбирать нужную учебную информацию из Интернета с целью планирования занятия;
- осуществлять подбор нужной учебной информацию из Интернета,
- разрабатывать интерактивные дидактические игры и методические материалы на базе пакетов общего назначения, пакетов презентационной и анимационной графики;
- использовать базовые возможности локальных и глобальной сетей для осуществления информационного взаимодействия;
- использовать специально разработанные программные средства передачи и хранения информации в глобальной сети Интернет;
- использовать возможности глобальной сети для организации и проведения образовательных телекоммуникационных проектов (форумов, телеконференций);
- организовывать свободный обмен на сколь угодно большие расстояния электронными материалами (текстами, рисунками, графиками, схемами, прикладными программными продуктами и т. п.), выражающими результаты учебного труда школьников, педагогов, родителей в реальном масштабе времени;
- использовать электронные таблицы для автоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования, процессов обработки результатов эксперимента.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron