Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение admin » 28 янв 2014, 09:10

Уважаемые участники Межрегионального Интернет-педсовета по теме «Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы»!
Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением. При этом, применяемые компьютерные технологии, органично дополняют традиционные методы, в том числе, расширяют возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми и подростками). Рассмотрим возможности применения ИКТ по традиционно выделяемым направлениям деятельности педагога-психолога в ОУ:
• Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков;
• Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных;
• Профилактическая деятельность;
• Коррекционно-развивающая работа;
• Психологическое консультирование;
• Электронный документооборот;
• Процесс профессионального общения педагогов-психологов, обмена опытом и повышения профессиональной компетентности.
Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня, уважаемые коллеги, у нас есть уникальная возможность поговорить об электронных ресурсах в работе педагога-психолога, поделиться накопленным опытом.
С уважением Рамиля Рафиковна
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 03 фев 2014, 12:13

В решении проблем психолого-педагогического сопровождения , реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль играют коммуникационные и информационные технологии. Способы использования современных информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса различны:
- создание информационного пространства психологической службы школы через использование электронных ресурсов: электронная почта доверия для детей и родителей;
- поиск необходимой информации в Интернете;
- разработка и реализация тематических проектов (для классных часов, родительских собраний, педагогического совета, методических объединений, обучающих семинаров);
- создание компьютерных презентаций как психологом, так и самими учащимися;
- использование проекционного оборудования при проведении коррекционно-развивающих занятий, классных часов и общешкольных мероприятий и др.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 03 фев 2014, 12:14

В психодиагностике важным рычагом повышения объективности психологических измерений, снижения уровня громоздкости обработки психологической информации является автоматизация методик. Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики: 1) появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам; 2) не требуется персонального участия или присутствия рядом с учащимся (большинство тестов являются автоматическими и ученик самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование); 3) обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за учащимися, а также индивидуальные беседы и консультации; 4) результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.
С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки. В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 03 фев 2014, 12:15

Особенно велик выбор технологий при проведении психологического просвещения. Тут можно использовать такой вид работы как «электронная лекция» - проекция материала на экран. Применение CD-фильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для учителей, уроках психологии и пр. с последующим их обсуждением или без. Можно также организовывать слайд-шоу. В медиапрезентациях есть существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты, например, из жизни класса.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 03 фев 2014, 12:16

В индивидуальной коррекционной и развивающей работе школьным психологом могут применяться компьютерные психологические программы. Можно установить такого рода программы в комнате разгрузки (если таковая имеется), и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации.
В своей работе школьный психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Все это обычно хранится на полках в отдельных папках. Но, в конце концов, случается так, что места для новой папки уже не остается. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 03 фев 2014, 12:16

Психологические паспорта детей — это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся — особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.
Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности. И здесь использование тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение ольга юрьевна » 03 фев 2014, 15:08

Наиболее распространенной проблемой в работе педагога-психолога является большой объем диагностики и нехватка времени на обработку результатов. Проведение компьютерной психодиагностики позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку данных и больше времени уделить другим видам деятельности.

Система автоматизированной диагностики состоит из компьютерной диагностики, конструктора тестов, программ обработки информации.

• Компьютерная диагностика
Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики:

- появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам;

- не требуется персонального участия педагога-психолога или присутствия рядом с учащимся. Большинство тестов являются автоматическими. Учащийся самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса учащийся нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу;

- обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования;

- результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.

Таким образом, за небольшой промежуток времени педагог-психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы. Кроме того, проведение компьютерной диагностики стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии.
ольга юрьевна
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 03 фев 2014, 15:01

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение шарифуллина » 04 фев 2014, 12:54

В настоящее время практическая деятельность школьного психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий, позволяющих сделать работу педагога-психолога более продуктивной. Компьютер можно использовать практически на всех направлениях деятельности школьного психолога: профилактической, просветительской, диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной. Владение компьютерными технологиями – необходимое условие повышения эффективности деятельности и роста профессионального мастерства психолога в системе образования. При этом в практической работе становится возможным не только использование готового продукта, но и создание и разработка нового.
Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В нашей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. Психологу остается только собрать данные каждого ребенка, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом.
В коррекционно - развивающей работе педагога-психолога информационные технологии используются в различных ракурсах – в зависимости от поставленных задач. Так, при коррекции познавательной сферы учащихся выполнение компьютерных развивающих заданий и использование развивающих компьютерных игр оказываются незаменимыми.
Мы активно используем развивающие компьютерные игры для детей. В течение последних нескольких лет мы стали также использовать мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции детей. Мультипликационные герои, как и герои сказок, более органично воспринимаются младшими школьниками и информация, переданная ими, впитывается гораздо эффективнее. На примере героев отрабатываем навыки безконфликтного общения, межличностного взаимодействия.
В работе родительских собраний все чаще обращаемся за помощью информационных технологий, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.
В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel на службе психолога». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. Использование мультимедийного оборудования помогает нам донести полученные данные до всего педагогического состава на педагогических советах. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов. Психологу уже не нужно тратить столько времени на поиск информации по книгам, вручную. Подготовка проходит более эффективно и результативно.
Использование ИКТ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.
Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных дистантных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста находясь в родных стенах.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.
шарифуллина
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 янв 2014, 13:37

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение tanz » 04 фев 2014, 14:33

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

1. Электронная документация классного руководителя.
В компьютере я создала банк данных всей необходимой информации по группе, которую каждый год лишь обновляю, а не создаю заново. Мною подготовлены следующие сведения в электронном виде:
-Циклограмма воспитательной работы колледжа на 2013-2014 учебный год (Определены основные направления воспитательной работы по месяцам и рекомендуемые темы тематических классных часов).
- План воспитательной работы группы;
- Социальный паспорт группы;
- Сведения об успеваемости и посещаемости студентов (в программе MS Excel), где ведется подсчет среднего балла каждого студента, качественная успеваемость, % посещаемости. Данные успеваемости и посещаемости по группе доводятся до сведения отдельных родителей в социальной сети Контакт или через электронную почту.
- Анкетные данные студентов для оформления личных карточек;
- Психолого-педагогические характеристики студентов группы;
- База данных студентов и их родителей.
- Характеристики.
- Методические разработки проведенных тематических классных часов.
- Фото группы во внеурочной деятельности: путешествия (г. Казань), посещение памятных мест в Уфе ( памятник Мустаю Карима - возложение цветов), посещение театров, музеев, спортивные соревнования и др.
- Создана презентация группы в программе MS Power Point.
В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным о студентах группы, родителях, занятости студентов во внеурочное время и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, я использую СУБД Microsoft Access.
Использование такой системы работы классного руководителя позволяет мне за короткое время создавать списки студентов группы с различной информацией по требованию администрации, учебной части и др. структурных подразделений.
tanz
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 04 фев 2014, 13:44
Откуда: ГБОУ СПО Уфимский торгово-экономический колледж

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение tanz » 04 фев 2014, 15:49

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя.
1. Электронная документация классного руководителя.
В компьютере я создала банк данных всей необходимой информации по группе, которую каждый год лишь обновляю, а не создаю заново. Мною подготовлены следующие сведения в электронном виде:
-Циклограмма воспитательной работы колледжа на 2013-2014 учебный год.
- План воспитательной работы группы;
- Социальный паспорт группы;
- Сведения об успеваемости и посещаемости студентов (в программе MS Excel), где ведется подсчет среднего балла каждого студента, качественная успеваемость, % посещаемости.
- Анкетные данные студентов для оформления личных карточек;
- Психолого-педагогические характеристики студентов группы;
- База данных студентов и их родителей.
- Характеристики.
- Методические разработки проведенных тематических классных часов.
- Фото группы во внеурочной деятельности: путешествия (г. Казань), посещение памятных мест в Уфе ( памятник Мустаю Карима, проведен классный час: "Нравственные уроки Мустая Карима" - возложение цветов).
- Создана презентация группы в программе MS Power Point.
В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным о студентах группы, родителях, занятости студентов во внеурочное время и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, я использую СУБД Microsoft Access.
Использование такой системы работы как классного руководителя позволяет мне за короткое время создавать списки студентов группы с различной информацией по требованию администрации, учебной части и др. структурных подразделений.
2. Мониторинг
Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача сводной семестровой ведомости, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год формируются мною с помощью программы электронных таблиц MS Microsoft Excel.
3. Диагностирование, анкетирование
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью программ, которые позволяют подготовить вопросы анкет и провести опрос. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм.
Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель студента по разным критериям, средний показатель группы по данному критерию 9 например, качественная успеваемость), найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, я получаю возможность оперативно получить информацию о студентах, прослеживать динамику их развития.
4. Внеклассные мероприятия
Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты. путешествия, посещение музеев, театров и т.п.) способствуют повышению заинтересованности студентов к предложенной теме. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок тематических классных часов, методических разработок проведения уроков, с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время.
Так же использую готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т. д. (например, по Великой Отечественной войне «От Кремля до Рейхстага»– документальные кадры, по антинаркотической профилактике – Интернет-урок и т. д.)
5. Ресурсы сети Интернет
В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.
Интернет дает большие возможности для общения со студентами и их родителями: электронная почта, социальная сеть Контакт - сейчас идет активное общение со студентами - волонтерами колледжа на Олимпиаде 2014 в городе Сочи.
Привлекаю студентов к поиску информации для проведения различных мероприятий, тематических классных часов.
6. Творческая работа со студентами.
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
Создание фотоальбома из жизни группы, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома.
7. Методическая работа
- сопровождение выступления на педсовете;
- для проведения заседания Совета Классных руководителей;
- для обобщения собственного опыта.
8. Использование электронных презентаций Microsoft Power Point для проведения родительских собраний.
По-прежнему работа с родителями студентов является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. На нем дается анализ учебных достижений студентов, их возможностей, степени продвижения группы в учебной и внеклассной деятельности. Данная информация отражается в виде электронной презентации, выполненной с помощью Microsoft Power Point. В ней наглядно, убедительно и доступно можно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков.
В настоящее время (информационный век, век новой информационной технологии), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста любой предметной области.
В заключении хочется процитировать высказывание Л.Н. Толстого: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?».
tanz
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 04 фев 2014, 13:44
Откуда: ГБОУ СПО Уфимский торгово-экономический колледж

След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron