Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 11 фев 2014, 14:51

Можно выделить следующие основные результаты в консультационной, диагностической, профилактической деятельности, которых достигла психологическая служба, благодаря использованию в своей работе информационно-коммуникативных технологий:
1. За счет новых форм организации консультационной, профилактической и диагностической деятельности идет сокращение времени, мы имеем возможность уделить внимание большему количеству детей и родителей.
2. Происходит оптимизация работы психолога за счет сокращения рутинных и трудоемких операций при подготовке документов, тестировании, обработке и анализе результатов, в консультационной деятельности, предъявлении результатов работы службы и др. Например, в среде электронных таблиц специально создаются шаблоны-основы для обработки результатов различных диагностик, позволяющие после заполнения такого шаблона полученными данными автоматически провести требуемые расчеты – средний балл, минимальные и максимальные значения и др. При этом, также в автоматическом режиме, происходит построение диаграмм и графиков, позволяющих наглядно представить полученные данные, переместить их в текстовые документы и презентации.
3. В школе возникает потребность задействования психологической службы в освоении новых технологий фиксирования результатов достижений учащихся. А именно –моделирование электронного портфолио учащихся.
4. Происходит расширение возможностей для рекомендаций учащимся, родителям, требующих учитывать индивидуальные особенности детей, выявленные при ранних диагностиках.
5. Выход на более широкую аудиторию для информирования общественности и обмена опытом через участие в форумах в сети Интернет. Повышенный интерес у учащихся к Интернету позволил осуществлять часть работ психолога через некоторые Интернет-сервисы, например, для индивидуального консультирования учащихся, которые испытывают трудности непосредственного общения, используется такой сервис, как «блог» – электронный Интернет-дневник.
6. Школьный сайт используется психологом для оповещения родителей и общественности. В условиях, когда один или оба родителя отсутствуют в связи с выездом на работу за пределы города – такой способ взаимодействия социально-психологической службы и родителей становится актуальным.
7. Значительное сокращение времени на поиск необходимой информации, благодаря возможностям и сервисам сети Интернет. Не нужно говорить, насколько методический Интернет-банк шире тех источников, которыми пользовался психолог раньше.
8. Привлечение устойчивого внимания клиентов (учащихся, родителей) через демонстрацию деловых электронных презентаций за счет их наглядности и задействования всех способов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). Например, общешкольное родительское собрание для родителей будущих первоклассников с появлением возможности демонстрировать общие результаты диагностики и прогнозируемые дезадаптационные группы позволил сократить количество обычно последующих за этим индивидуальных семейных консультаций
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 11 фев 2014, 14:55

Ниже представлен полученный эмпирическим путем ИКТ–инструментарий социально-психологической службы и, соответственно, возможности, которые открываются перед психологами и социальным работниками с применением этого инструментария. Активное и широкое применение этого инструментария позволяет психологической службе достигать перечисленных выше результатов.
1. Текстовый процессор
Оптимизация организационно-сопроводительного документооборота за счет простоты набора и редактирования текстов, создания шаблонов
2. Электронные таблицы
Представление информации в табличной и графической форме для обработки мониторинговых исследований в диагностико-аналитической деятельности. Осуществление сравнительного анализа и наглядное его представление через диаграммы и графики.
3. Электронные среды для деловых презентаций.
Создание мультимедийной презентации для профилактических, консультационных и аналитических занятий, бесед, лекций, семинаров с учащимися и родителями
4. Интернет - ресурсы.
Доступ к официальным образовательным ресурсам, базам данных, поиск нормативных документов. Возможность оперативного документооборота. Доступ к электронной почте. Обмен опытом, информацией через участие в форумах
5. Программные пакеты, входящие в состав школьной медиатеки (электронная библиотека, стандартизированные тесты, конструктор тестов для обеспечения психологического сопровождения).
Методическое насыщение конкретных занятий цифровыми образовательными ресурсами. Разработка необходимых диагностических и контрольных тестов. Самостоятельная разработка цифровых образовательных ресурсов, для конкретных занятий.
6. Видеомонтажное оборудование (телевидение).
Возможность выхода на более широкую аудиторию
7. Школьный сайт
Визитка школьной социально-психологической службы; Информационный листок;
Интернет–сервисы (социальные сервисы интернет)– это бесплатное программное обеспечение, которое позволяет общаться через Интернет, совместно создавать и размещать контент на сайты без помощи администраторов, вести авторские сайты (блоги), обмениваться информацией, вместе работать над документами в сети, быть в курсе того, что происходит у других, планировать индивидуальную и групповую деятельность, объединяться в сообщества и группы.
Интернет–сервисы открывают огромные возможности для работы психолога с целевыми группами, при условии, если уметь пользоваться этими инструментами и знать как всем богатством пользоваться для достижения желаемого результата.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 11 фев 2014, 14:56

Использование социальных сервисов интернет в работе психолога позволяет:
- сделать его деятельность видимой для родителей, педагогов за счет оперативности освещения и обеспечения прозрачности работы психологи в школе,
- повысить оперативность реагирования на запросы целевых групп,
- повысить доступность психологических услуг,
- сократить время на ведение документации, для обработки результатов анкетирования родителей, за счет использования Интернет–анкет,
- обеспечить системную постоянную поддержку родителям, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, детей обучающихся в форме экстерната, домашнего обучения,
- предоставить родителям, педагогам достаточное количество просветительских ресурсов по воспитанию, обучению, развитию ребенка, которые они могут использовать в удобное для них время,
- организовать дистанционное просвещение и обучение, которое не привязано к конкретному времени и месту,
- внедрить новые формы и технологии работы психолога, например, Интернет–квесты, дистанционные курсы, сетевые детско–родительские проекты, дистанционное консультирование и т.д.,
- на новом уровне выстроить систему совместной деятельности с другими субъектами образовательного процесса,
- развивать собственную деятельность с родителями в системно-деятельностной парадигме, что отвечает задачам проекта «Наша новая школа»
- получить новые инструменты отслеживания эффективности деятельности психолога за счет использования статистики сайта, анализа сетевых продуктов деятельности родителей, сетевых анкет.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 11 фев 2014, 14:57

Но для эффективного использования ИКТ в деятельности школьного психолога необходимо соблюдение некоторых условий. Это:
- достаточная ИКТ – компетентность психолога;
- необходимая техническая обеспеченность социально-психологической службы (компьютер, проектор, пакет необходимого программного инструментария);
- принятие учащимися и родителями самой идеи организации работы с применением ИКТ; - наличие школьной команды, проникнутой идеей информатизации.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 11 фев 2014, 14:58

Итак, полноценное осуществление педагогом-психологом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Гнездилова Елена » 11 фев 2014, 15:01

Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития психолога: я часто использую возможность изучить в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, прочитать «Психологические консультации», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты и т.д. Уверена, очень важна предоставляемая возможность проявить творчество в разработке пусть и простого, но необходимого в работе профессионального компьютерного инструментария.
Надеюсь, что компьютерные технологии и в дальнейшем будут надежными помощниками в моей работе. Горизонты открывают и широкие возможности дальнейшего развития ИКТ в практической психологии, так и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети. Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние на детей и подростков.
Гнездилова Елена
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 17:14

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Nina7 » 12 фев 2014, 13:29

Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал по различным направлениям, таким как: психопросвещение и психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и развитие.
Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе планы на месяц, на неделю, помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.
Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.Да и просто огромное количество методик, которых нет в печатном варианте, можно найти на различных психологических сайтах.
Nina7
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 фев 2014, 13:11

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Салихова Л.А. » 12 фев 2014, 16:49

Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.
На протяжении столетий в развитии европейской культуры «музыкальный акцент» продолжал существовать и активно участвовать в процессе образования.
На рубеже третьего тысячелетия самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и, в первую очередь, на Музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудности обучения. Ведь наука давно и бесспорно доказала прямую зависимость между успехами в музыкальной школе и у классной доски. Музыка развивает пространственное и ассоциативное мышление, стимулирует работу мозга, способствует развитию речи и памяти, развивает трудолюбие, воспитывает терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Кроме этого, правильно подобранная музыка оказывает благоприятное воздействие на психику и здоровье человека.
В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.
Салихова Л.А.
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 01 фев 2014, 12:01

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение Светлана Юрьевна » 13 фев 2014, 03:15

XXI век называют веком информации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Нынешние технологии обучения и развития детей позволяют более полно реализовать личностный потенциал каждого ребенка. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.
В чем же преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе с учащимися? Первое и немаловажное — это огромный интерес детей и подростков ко всему, что связано с компьютерами; второе — широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика — лучше моделируется живая реальность, что обусловливает более полное восприятие информации); третье — возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.); четвертое — интерактивность компьютерных программ; пятое — экономия временных ресурсов (например, при проведении психологических исследований и др.).
Проведение компьютерной психодиагностики (конечно, при наличии пакета профессионального инструментария) позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, и больше внимания уделить, например, наблюдению за учащимися в реальной или смоделированной (игровой) деятельности; проводить сравнительный анализ данных, формировать различные статистические отчеты и т.д. Использование различных креаторов тестов позволяет набирать готовые профессиональные тесты и самостоятельно создавать необходимые для конкретной ситуации опросники; стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников (формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии). В качестве опосредованного психодиагностического инструментария могут выступать и различные компьютерные игры и тренажеры.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 11:51

Re: Электронные ресурсы в работе педагога-психолога

Сообщение школа 23 салават » 13 фев 2014, 03:18

Широко применяются компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе школьного психолога с учащимися. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Компьютерные программы — это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, их учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей и др.
Можно выделить два направления использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе:
1) для развития познавательных способностей ребенка — по этому направлению сейчас предлагается большое количество разнообразных компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления; при желании можно и самому создать простенькую игрушку-презентацию;
2) при организации коррекционно-развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами учащихся.
При коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.) компьютерные игры используются в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, это некий посредник, замещающий живых участников общения. Компьютерные игры применяются в коррекционной работе для моделирования ситуации общения, которую необходимо проиграть психологу с ребенком. В этом они подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущество в лучшей графике, интерактивности и подвижности персонажей. Еще эффективнее данные задачи можно решать с помощью программ-студий, позволяющих создавать свои собственные мультфильмы. Созданные детьми мультфильмы не только имеют коррекционное значение, но и предоставляют психологу богатый диагностический материал.
Например, при работе с тревожным школьником использование мульт-студии может способствовать:
а) повышению самооценки ребенка. С этой целью ребенку предлагается создать мультфильм-путешествие про героя, наделенного лучшими качествами ребенка. (качества выясняются в ходе беседы с психологом: «Чему бы ты смог его научить? Какими качествами ты мог бы с ним поделиться?»)
б) обучению ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. В данном случае психолог совместно с ребенком развивает сюжетную линию мультфильма, имитирующую реальную ситуацию (например, ответ у доски). Герой истории обязательно должен добиться успеха, несмотря на все преграды. Даже просто проигрывание фрустрирующей ситуации в процессе создания и озвучивания мультфильма позволяет снизить уровень тревожности ребенка-мультипликатора.
Главное в этом методе работы — сопровождающая роль психолога, который вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Психологическая коррекция осуществляется в общении с психологом. Психолог может предлагать ученикам как собственные незаконченные мультфильмы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания мульт-историй.
При групповом (3–5 человек) создании мультфильма-сказки на заданную психологом или выбранную в совместном обсуждении тему развиваются коммуникативная и личностная сферы участников. Играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, учащиеся вырабатывают модели общения и поведения, необходимые для успешной социальной адаптации. Использование мульт-студий возможно и в работе со старшеклассниками — для формирования перспектив жизненного пути (например, создание учащимися мульт-истории на тему «Один день из жизни профессионала»).
Включение специально смонтированных видеороликов после больших психологических игр и тренингов позволяет провести рефлексивный тренинг под условным названием «После бала». Организация или содействие издательской деятельности старшеклассников на основе компьютерных технологий способствуют профессиональному самоопределению учащихся, формированию их специальных умений и навыков.
При организации психологигического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: компьютерные программы, электронные книги, ресурсы Рунета и разработанные самим психологом игрушки-презентации. Например, игра «Ориентир в мире профессий» позволяет в игровой форме систематизировать полученную на занятиях информацию о мире профессий. Создание со старшеклассниками программы-презентации «Цветонастроение», в которой мы совместно подбирали фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, и определенное музыкальное сопровождение, потребовало от ребят предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.
В работе с педагогами использование информационных компьютерных технологий имеет следующие преимущества:
доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернету;
возможность опосредованного консультирования и просвещения;
точность и быстрота обработки диагностического материала;
большой интерес учащихся к современным информационным технологиям (а следовательно, это можно использовать для повышения учебной мотивации);
наличие компьютерных развивающих тренажеров;
высокое качество и наглядность стимульного материала.
В настоящий момент многие учителя только начинают осваивать «чудо-технику», иногда побаиваются компьютера, часто отстают в своем знании компьютера от учеников. Применение в работе школьного психолога с педагогами современных информационных технологий, помимо решения чисто психологических задач, способствует повышению информационной культуры педагогов и мотивации к использованию ими компьютера в своей педагогической практике.
Для реализации этих идей специально для учителей мною был разработан и создан сайт для локальной школьной сети «Психология для учителя». Этот сайт является своего рода виртуальной психологической службой, призванной помочь педагогам использовать широкие возможности для психолого-педагогического самообразования, самопознания, профессионального саморазвития. Рубрики «Вместе с детьми» и «Вместе с родителями» помогут решить задачи повседневной школьной практики, некоторые материалы настроят на осознание своей профессиональной и жизненной позиции. Каждый педагог выбирает материал в зависимости от своих интересов и потребностей. Благодаря данному сайту, неспешно перелистывая его материалы, можно приобрести опыт работы с веб-страницами.
Учителя с удовольствием обращаются к нему за помощью, ведь в данном случае компьютер, как и книга, сохраняет интимность общения человека с информацией, предоставляет достаточно времени для размышлений и анализа. Популярность сайта среди педагогов обусловлена и тем, что материалы рубрик подобраны с учетом их запросов.
Нельзя переоценить ресурсы, предоставляем ИКТ для профессионального саморазвития психолога: это возможность почитать в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты, поучаствовать в профессиональных чатах и т.д.
Надеюсь, что компьютерные технологии и в дальнейшем будут надежными помощниками школьной практической психологии. Но развитие ИКТ может таить в себе и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети. Тандем психологов и программистов может сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее негативное влияние на детей и подростков.
школа 23 салават
 
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 16:11

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron