РЕКОМЕНДАЦИИ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ
Добавлено: 17 дек 2013, 12:18
Проект
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РБ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Республиканской научно-практической интернет-конференции
«Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков из социально неблагополучных семей»
Участники Республиканской научно-практической интернет-конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков из социально неблагополучных семей» отмечают, что кардинальные социальные изменения, происходящие в нашем обществе затронули практически все сферы, включая семью. Семья как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные тенденции в развитии и функционировании семьи, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие. Главные среди них:
• падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
• структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
• отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
• падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В психолого–педагогической практике уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. И, тем не менее, как подчеркивают участники интернет-конференции, на практике зачастую педагоги и психологи сталкиваются с бессилием и растерянностью при необходимости оказать помощь детям и подросткам из подобных семей.
Состоялось обсуждение проблем:
- психологической помощи детям из социально неблагополучных семей;
- особенностей детско-родительских отношений в социально неблагополучных семьях.
Участники конференции для решения задач психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из социально неблагополучных семей отмечают необходимость:
- разработки вариативных моделей деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, основанных на современных тенденциях развития теории и практики психологии и педагогики;
- разработки комплекса социально-психолого-педагогических мероприятий, учитывающих системный характер проблем детей из социально неблагополучных семей;
- разработки комплекса социально-психолого-педагогических мероприятий, учитывающих тип и форму социального неблагополучия семьи (конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные);
- обеспечения психологической безопасности образовательной среды;
- повышения компетентности педагогического коллектива в сфере действия в кризисных ситуациях, связанных с жестоким обращением с детьми, насилием, девиантным и делинквентным поведением детей и подростков.
Выслушав и обсудив мнения представителей общественности и педагогических коллективов, участники конференции рекомендуют:
Институту развития образования РБ:
- продолжить и совершенствовать работу по научно-методическому сопровождению психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса;
- содействовать поддержке и распространению опыта наиболее эффективных и успешных образовательных практик по достижению нового качества в психолого-педагогическом сопровождении субъектов образования, обеспечивающих прогресс и профессиональный успех;
- содействовать дальнейшему развитию практики оказания помощи родителям, педагогам в психолого-педагогических центрах, школьных психологических службах, а также проведению научно-исследовательской и консультационной работы в плане психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из социально неблагополучных семей;
- активизировать деятельность межкурсового сопровождения социальных педагогов, педагогов-психологов РБ, используя Интернет-ресурсы, в том числе сетевое сообщество психологов РБ;
- разработать методические рекомендации по освоению и применению инновационных форм работы с родителями в целях оптимизации детско-родительских отношений;
- разработать методические рекомендации по активизации коррекционно-профилактической и социально-педагогической работы по профилактике жестокого обращения с детьми, предупреждения депрессивных тенденций среди детей и подростков в образовательных учреждениях;
- по итогам работы за год в 2014 году провести научно-практическую конференцию «Профилактика жестокого обращения с детьми».
Образовательным учреждениям:
- продолжить практику поощрения и реализации современных технологий в деятельности социального педагога и практического психолога сохранения и дальнейшего развития опытно-экспериментальных площадок, активизации научно-исследовательской работы;
- эффективнее использовать возможности психологических центров для работы с педагогическими коллективами ДОУ и ОУ по укреплению и сохранению психологического здоровья подрастающего поколения;
- рекомендовать ввести факультативы, элективные курсы, уроки психологии в общеобразовательных учреждениях;
- в условиях оптимизации способствовать сохранению должностей социальных педагогов, педагогов-психологов в образовательных учреждениях.
- проводить целенаправленную работу по повышению уровня социально-педагогической компетентности педагогов ОУ и профессионализма педагогов-психологов в области освоения содержательно-технологических основ психолого-педагогического сопровождения детей, родителей и педагогов с привлечением ведущих ученых и практикующих специалистов;
- создавать условия для прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников по повышению психолого-педагогической компетентности;
- поддерживать и создавать условия для деятельности социальных педагогов, педагогов-психологов (научно-методическое обеспечение и оборудование кабинета);
- активизировать и систематически проводить работу по социально-педагогическому психологическому просвещению родителей по проблеме профилактики жестокого обращения с детьми и подростками;
- проводить работу по повышению уровня компетентности педагогических работников в области обеспечения успешной социализации подрастающего поколения, психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из социально неблагополучных семей;
- содействовать созданию необходимых условий для обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
г. Уфа, 16 декабря 2013 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РБ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Республиканской научно-практической интернет-конференции
«Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков из социально неблагополучных семей»
Участники Республиканской научно-практической интернет-конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков из социально неблагополучных семей» отмечают, что кардинальные социальные изменения, происходящие в нашем обществе затронули практически все сферы, включая семью. Семья как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные тенденции в развитии и функционировании семьи, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие. Главные среди них:
• падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
• структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
• отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
• падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В психолого–педагогической практике уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. И, тем не менее, как подчеркивают участники интернет-конференции, на практике зачастую педагоги и психологи сталкиваются с бессилием и растерянностью при необходимости оказать помощь детям и подросткам из подобных семей.
Состоялось обсуждение проблем:
- психологической помощи детям из социально неблагополучных семей;
- особенностей детско-родительских отношений в социально неблагополучных семьях.
Участники конференции для решения задач психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из социально неблагополучных семей отмечают необходимость:
- разработки вариативных моделей деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, основанных на современных тенденциях развития теории и практики психологии и педагогики;
- разработки комплекса социально-психолого-педагогических мероприятий, учитывающих системный характер проблем детей из социально неблагополучных семей;
- разработки комплекса социально-психолого-педагогических мероприятий, учитывающих тип и форму социального неблагополучия семьи (конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные);
- обеспечения психологической безопасности образовательной среды;
- повышения компетентности педагогического коллектива в сфере действия в кризисных ситуациях, связанных с жестоким обращением с детьми, насилием, девиантным и делинквентным поведением детей и подростков.
Выслушав и обсудив мнения представителей общественности и педагогических коллективов, участники конференции рекомендуют:
Институту развития образования РБ:
- продолжить и совершенствовать работу по научно-методическому сопровождению психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса;
- содействовать поддержке и распространению опыта наиболее эффективных и успешных образовательных практик по достижению нового качества в психолого-педагогическом сопровождении субъектов образования, обеспечивающих прогресс и профессиональный успех;
- содействовать дальнейшему развитию практики оказания помощи родителям, педагогам в психолого-педагогических центрах, школьных психологических службах, а также проведению научно-исследовательской и консультационной работы в плане психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из социально неблагополучных семей;
- активизировать деятельность межкурсового сопровождения социальных педагогов, педагогов-психологов РБ, используя Интернет-ресурсы, в том числе сетевое сообщество психологов РБ;
- разработать методические рекомендации по освоению и применению инновационных форм работы с родителями в целях оптимизации детско-родительских отношений;
- разработать методические рекомендации по активизации коррекционно-профилактической и социально-педагогической работы по профилактике жестокого обращения с детьми, предупреждения депрессивных тенденций среди детей и подростков в образовательных учреждениях;
- по итогам работы за год в 2014 году провести научно-практическую конференцию «Профилактика жестокого обращения с детьми».
Образовательным учреждениям:
- продолжить практику поощрения и реализации современных технологий в деятельности социального педагога и практического психолога сохранения и дальнейшего развития опытно-экспериментальных площадок, активизации научно-исследовательской работы;
- эффективнее использовать возможности психологических центров для работы с педагогическими коллективами ДОУ и ОУ по укреплению и сохранению психологического здоровья подрастающего поколения;
- рекомендовать ввести факультативы, элективные курсы, уроки психологии в общеобразовательных учреждениях;
- в условиях оптимизации способствовать сохранению должностей социальных педагогов, педагогов-психологов в образовательных учреждениях.
- проводить целенаправленную работу по повышению уровня социально-педагогической компетентности педагогов ОУ и профессионализма педагогов-психологов в области освоения содержательно-технологических основ психолого-педагогического сопровождения детей, родителей и педагогов с привлечением ведущих ученых и практикующих специалистов;
- создавать условия для прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников по повышению психолого-педагогической компетентности;
- поддерживать и создавать условия для деятельности социальных педагогов, педагогов-психологов (научно-методическое обеспечение и оборудование кабинета);
- активизировать и систематически проводить работу по социально-педагогическому психологическому просвещению родителей по проблеме профилактики жестокого обращения с детьми и подростками;
- проводить работу по повышению уровня компетентности педагогических работников в области обеспечения успешной социализации подрастающего поколения, психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из социально неблагополучных семей;
- содействовать созданию необходимых условий для обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
г. Уфа, 16 декабря 2013 г.