Шарко С Н » 06 окт 2013, 16:38
Педагоги, работая с детьми выделяют одаренных детей от остальных : они отличаются хорошей памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно- следственные связи, хорошо усваивают программный материал. Встречается и другой тип, который вследствие отсутствия внимания со стороны педагогов теряют интерес к занятиям и могут плохо учиться. Ведь понятия одаренность и успеваемость не равноценны, одаренность - это потенциал, учащегося, а успеваемость – результат процесса обучения. Чтобы потенциал переходил в высокую успеваемость, необходима систематическая работа, ведь его возможности могут остаться скрытыми, если их не развивать. И не последнюю роль в этом играет школа.
Многие педагоги работали по авторским педагогическим системам в отношении к проблеме детской одаренности: наши соотечественники А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. .Волков, немецкий педагог Р. Штайнер, болгарский- Г.К. Лозанов, японский С.Фукаяма, украинский- А.А. Захаренко. Ученых педагогов объединяет взгляд на многомерную концепцию личности и её развития ( В.Ф. Моргунов). Структура личности включает пять инвариантов:
1. Пространственно- временные ориентации личности (на прошлое, настоящее, будущее)
2. Потребностно -волевые переживания (негативные, амбивалентные, позитивные)
3. Содержательные направленности личности (преобразование природы – трудовая, на других людей - на общение, на процессуальное освоение деятельности с помощью моделе – игровая, на самого себя - самодеятельная)
4. Уровни освоения опыта (обучения, воспроизведения, познания, творчества)
5. Формы реализации деятельности личностью (моторная, перцептивная, речевая, умственная)
Понимание одаренности не как явления чисто наследственного, а как явления социально и педагогически обусловленного, изменяющегося во времени. Это используемая обогащенная среда обитания колонистов А.С. Макаренко , «творческая комната» в школе И.П. Волкова как необходимые условия развития одаренности детей в сензитивном возрасте.
К одаренным детям относиться нужно гуманно, выстроить систему работы так, что бы его победам радовались окружающие обучающиеся, педагоги и родители. Использование этого мощного стимула творческой фантазии и интересов детей, будет способствовать ускоренному развитию одаренности. Порой в школах стоит вопрос, что для воспитания особо одарённых детей следует открывать специальные классы. Дескать, в нормальных классах они будут изнывать от скуки. Хоть с подобным аргументом и трудно не согласиться, но я хочу обнародовать мнение К. Юнга: « В связи с тем что по своим человеческим достоинствам такие дети отнюдь не всегда находятся на высоте, то при обучении в специальных классах мы, к сожалению, можем получить «односторонне развитый продукт». Тогда как обучение одарённого ребёнка в обычном классе гарантирует ему весьма полезный и морально необходимый эффект.
Одарённые дети очень часто избалованы. И большинство неприятностей, поджидающих их в предстоящей жизни, связаны с тем, что они, являясь «односторонне развитым продуктом», будут постоянно требовать к себе исключительного отношения. Поэтому мне кажется, что для одарённого ребёнка будет лучше, если обучать его в обычном классе, с обычными детьми. А не подчёркивать его исключительность, зачисляя в какую-то особую школу. Тогда на одних уроках он будет видеть свое явное превосходство, а на других — свое явное отставание, ущербность, определённую недоразвитость. А так как основная проблема у одарённого ребёнка в получении необходимой инфляции своего чувства превосходства, то именно её он и сможет получить в обычном классе.
И именно обычный класс заставит его развивать в себе соответствующее чувство смирения. Ведь, в конечном счёте, школа — часть большого мира. И ребёнку полезно сталкиваться с проблемами, которые его будут окружать в последующей жизни и с воздействием которых он должен будет справиться. Хотя бы отчасти этому приспособлению можно и нужно учить уже в школе».
В школьной системе есть возможность организовать интеграцию всех основных видов деятельности: труда, общения, игры, самодеятельности. Школьные традиции «День самоуправления», встречи выпускников, праздники «Первого и последнего звонка», работа ученического самоуправления, шефская помощь младшим и ветеранам, работа на пришкольном участке. Учебно-интеллектуальную одаренность ребенка развивает участие его в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Самосовершенствие, самосознание, самореализация творческих талантов у одаренных детей берут на себя внешкольные кружки и студии: театральный, спортивные, танцевальный, музыкальные и художественные школы.