Научно-методическое сопровождение одаренности...

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение Флюра Фаритовна » 28 сен 2013, 13:45

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы-поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Флюра Фаритовна
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 12:59

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение alena » 29 сен 2013, 09:05

Выделяют общую одаренность и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода интеллектуальных заданий (например, высокой обучаемости предметам как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла). В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности.
Такие дети в нашей сельской школе участники практически всех предметных районных и республиканских олимпиад.
Специальная одаренность проявляется в успешности выполнения какой – либо специальной деятельности: музыкальной, математической, спортивной, художественной и т. д.
В специальной одаренности выявляют способности в интеллектуальной деятельности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному или исполнительскому искусству, психомоторные способности.
alena
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 19:02

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение Гузалия Ибрагимова » 30 сен 2013, 10:42

Флюра Фаритовна писал(а):Одарённые дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и рассчитывать на особые социальные права. Специалисты отмечают, что в процентном соотношении одарённых взрослых гораздо меньше одарённых детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые без профессиональной педагогической и психологической поддержки вырастают в «потерянных» взрослых, а материальные издержки поколение за поколением несёт государство. Одарённые дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связаны именно с одарёнными молодыми людьми.

Не всякий одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека и, в свою очередь, не всякий одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком. Попытка посмотреть на признаки детской одаренности через призму своеобразия проявлений и механизмов формирования взрослой одаренности позволяет выделить некоторые важные направления в работе с одаренными детьми. Особую роль в становлении детской одаренности, по-видимому, играет взаимодействие ребенка с обогащенной и вариативной предметной средой, соответствующей его избирательным интересам и включающей его в разнообразные виды “взрослой”, проектно-исследовательской и практической деятельности (как условие накопления необходимых предметных понятийных знаний и умений). Не менее существенным является создание условий для развития способности к общению, причем в первую очередь на общении со “значимыми другими” (известными профессионалами в данном виде деятельности, тьютором, авторитетными взрослыми). Наконец, необходимы специальные усилия педагогов и родителей по формированию у ребенка с признаками одаренности адекватного (достаточно высокого, но в то же время критического и мобильного) самоотношения, ориентирующего его на целенаправленную и напряженную работу по освоению интересующей его предметной области. Стержнем этого самоотношения, вероятно, должны стать не только установка на совладание с объективными препятствиями на пути достижения своих целей, но и психологическая готовность “перестать быть одаренным ребенком” на пути своего взросления.
Гузалия Ибрагимова
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 14:44
Откуда: МБОУ СОШ с.Асяново им.Ш.Бабича МР Дюртюлинский район

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение valKonnova2012 » 30 сен 2013, 14:50

Коннова В.А. Очень хочется, чтобы молодые педагоги услышали вот о таком исследовании:
Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей. Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, но, ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать
о своих способностях.
Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими детьми
— одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними постоянно.

В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности.
Выбор осуществлялся произвольно. Кроме того, и детей выбирали отнюдь не по принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад.
Но так как ожидания были высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и себя, и детей исключительными, то они смогли
добиться исключительных успехов.
Что же это значит? А то, что всего лишь представление о себе или окружающих может полностью изменить вашу жизнь
Каждый учитель должен верить в то,что и он,и дети все одарённые. В этом залог успеха.

Успехов вам,уважаемые коллеги!Пусть дети вас только радуют,а администрация школы вас ценит,вас и ваших учеников считают самыми лучшими.
valKonnova2012
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 27 сен 2013, 15:49

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение tatyana » 30 сен 2013, 15:14

Согласна с автором работы. Большое спасибо за интересный материал.
tatyana
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 апр 2013, 09:46

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение zilya_hasan » 30 сен 2013, 16:41

Работа с одарёнными детьми школьного возраста должна пронизывать всё содержание учебной, внеучебной и внешкольной работы и ни в коем случае не сводиться к организации специальных занятий для одарённых детей. Главное, что должен понимать педагог, работающий с одарёнными детьми – это то, что одарённость не является ни врождённой, ни наследуемой. Законы развития детской одарённости естественны и достаточно изучены психологической наукой: одарённость не является свойством каких-то отдельных уникальных детей, проявляясь вопреки ситуации, а одарённость базируется на свойствах изначально заложенных в каждом ребёнке и развивается в благоприятно созданных образовательных условиях. Поэтому работа со школьниками заключается не столько в формировании у детей неких новых качеств или разыскивании особых детей, а в поддержке тех естественных способностей, которые натурально заложены в детской психике, в изучении внешних условий, которые противостоят проявлению детской одарённости, и разработке методов и программ, позволяющих ребёнку противостоять влиянию внешней среды.
zilya_hasan
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 15:45

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение Екатерина Лобова » 30 сен 2013, 18:53

Здравствуйте, уважаемые участники интернет-педсовета! На мой взгляд, проблема научно-методического сопровождения одаренности является одной из самых актуальных в современной школе. Зачастую учителя-предметники не обращают должного внимания на работу с одаренными детьми. Совершенно очевидно, что для достижения современных целей образования нужны учителя, способные внедрять элементы исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях. К сожалению, подобная работа либо вообще не проводится в средней школе, либо носит формальный характер, например, организация научного общества превращается в псевдоисследователькую работу. Подобное положение указывает, прежде всего, на важность развития исследовательского потенциала учителя. В то же время инновационные образовательные технологии раскрывают широкий горизонт для развития потенциала одаренных детей. К примеру, технология построения и реализации индивидуальной образовательной траектории, работа учителя-тьютора дает возможность создать ситуацию успеха, качественно новый подход к одаренным детям. Здесь ребенок учится четко определять цель, при построении индивидуальной образовательной траектории учащихся большая роль отводится выбору, а также определению их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, способностей и интересов. Выбор осуществляется как преподавателем, так и учеником, но выбор учащихся корректируются преподавателем-тьютором, родителями, психологами и др. В современной школе ИОТ является средством, позволяющим учителю реализовать индивидуальный подход к учащимся, выявить способности каждого ученика, рассмотреть талантливых обучающихся в области конкретных знаний. В ходе планирования ИОТ учитель выполняет следующие функции: определение содержания ИОТ, построение алгоритма действий по реализации поставленных целей и задач, учитель – тьютор. Ученик вовлекается в творческую, поисковую, проблемную деятельность. Результат реализации «индивидуальной образовательной траектории» ученика выражается в развитии совокупности ценностно-смысловых, познавательных и эвристических, информационных и коммуникативных личностных качеств. Построение индивидуальной образовательной траектории определяет перспективу дальнейшего развития, умение выделить актуальное и личностно значимое направление, способность и готовность относиться к алгоритмам как указателям желательных способов деятельности, умение проводить мониторинг собственных результатов, уверенность в себе при освоении навыков интерактивного общения.
Работая над составлением и реализацией ИОТ, обучающийся овладевает навыками конкретного целеполагания, расстановки приоритетов, работы в группе, рефлексии. Ученик получает возможность для креативного мышления, развивает личностный потенциал, что дает возможность успешно жить и функционировать в условиях современного информационного общества. Главным результатом реализации модели ИОТ явилось повышение качества образовательных продуктов учащихся, повышение степени достижения личных целей. В условиях введения ФГОС второго поколения просто необходимы творчески мыслящие учителя, способные видеть талантливых детей!
Екатерина Лобова
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 14:36

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение valKonnova2012 » 01 окт 2013, 05:56

Коннова В.А. Уважаемые участники форума! Только что прочитала последний номер " 1СЕНТЯБРЯ" Диалог В.А.Сухомлинского и С.Л.Соловейчика" НАЙТИ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА-НЕ В ЭТОМ ЛИ СМЫСЛ ВОСПИТАНИЯ?" Вот,какая мысль мне особенно понравилась."Наделенный особым- профессиональным взглядом,педагог
видит в каждом маленьком человеке его лучшее, его будущее.Это единственное, на что может опереться педагог.
-Речь идет о простой деловой необходимости: если не видеть в ребенке лучшее, педагогу просто нечего делать в школе- и жизнь его, вместе с жизнью его подопечных, обречена на бессмысленные мучения."Согласны?
valKonnova2012
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 27 сен 2013, 15:49

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение Гузалия Ибрагимова » 01 окт 2013, 12:17

valKonnova2012 писал(а):Коннова В.А. Очень хочется, чтобы молодые педагоги услышали вот о таком исследовании:
Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей. Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, но, ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать
о своих способностях.
Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими детьми
— одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними постоянно.

В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности.
Выбор осуществлялся произвольно. Кроме того, и детей выбирали отнюдь не по принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад.
Но так как ожидания были высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и себя, и детей исключительными, то они смогли
добиться исключительных успехов.
Что же это значит? А то, что всего лишь представление о себе или окружающих может полностью изменить вашу жизнь
Каждый учитель должен верить в то,что и он,и дети все одарённые. В этом залог успеха.

Успехов вам,уважаемые коллеги!Пусть дети вас только радуют,а администрация школы вас ценит,вас и ваших учеников считают самыми лучшими.

Самовнушение – процесс увлекательный и выдающий порой потрясающие результаты. С его помощью можно излечивать заболевания. А можно и приобретать их. Положительный или отрицательный эффект зависит лишь от установки человека.
Гузалия Ибрагимова
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 14:44
Откуда: МБОУ СОШ с.Асяново им.Ш.Бабича МР Дюртюлинский район

Re: Научно-методическое сопровождение одаренности...

Сообщение Гузалия Ибрагимова » 01 окт 2013, 12:23

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми (критерии американской программы «Astor»)
Учитель должен:
1. быть доброжелательным и чутким;
2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
4. иметь широкий круг интересов и умений;
5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
7. иметь живой и активный характер;
8. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Гузалия Ибрагимова
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 14:44
Откуда: МБОУ СОШ с.Асяново им.Ш.Бабича МР Дюртюлинский район

Пред.След.

Вернуться в Научно-методическое сопровождение одаренности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron