Гайнетдинова Л.Р. » 01 окт 2013, 17:05
На уроках географии я использую такие инновационные личностно-ориентированные модели обучения как:
• Адаптивная модель обучения
Учитель переводит свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам необходимо обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.
Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Система работы заключается в том, что учитель, часть времени работает со всеми учениками вместе, обучая их. Остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.
• Проектная деятельность.
На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности. Такой вид работы используется очень часто. Проекты могут быть как долгосрочными так и краткосрочными. Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно должны быть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.
• Эвристическая модель обучения
Такой метод обучения часто применяется при объяснении нового материала. Учитель, беседуя с детьми, задавая вопросы, подводит учеников к правильному пониманию материала и самостоятельной формулировки определений, понятий, законов и т.д. Такой метод – лишь элемент, попытка внесения в традиционное изложение материала творческой составляющей.
Урок – практикум. Практические работы – это тоже достаточно знакомая форма построения урока. В эвристической модели обучения такие занятия проводятся в группах. Задание у каждой группы свое. Как правило, такие задания строятся в виде проблемного вопроса и являются частью изучаемой темы.
При изучении некоторых тем проводятся уроки-семинары. Такие уроки позволяют активно работать всем ученикам, позволяют каждому ребенку включиться в учебный процесс и работать в силу своих возможностей. Педагог имеет возможность оценить каждого ребенка. Такая деятельность позволяет положительно влиять на повышение мотивации каждого ребенка к изучению географии.
• Модель разноуровневого обучения
Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения.
Результативность инновационной модели обучения можно увидеть по итогам учебных периодов. О возросшем познавательном интересе к предмету свидетельствует и то, что из года в год увеличивается число учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.