Синтюшкина Л.А. » 29 сен 2013, 14:55
Одной из традиционных форм преподавания биологии является проведение экскурсий.Именно экскурсий в природу с непосредственными наблюдениями за природными явлениями под руководством учителя.Ни интерактивная доска,ни компьютер никогда не заменят живого общения с организмами в их естественной среде обитания.На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить взаимосвязь организмов друг с другом и с условиями окружающей среды.Кроме того, каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов."На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе"(Верзилин Н.М.). Существуют определенные правила проведения уроков-экскурсий: 1.Помните,что экскурсия не прогулка,а обязательная часть учебных занятий. 2.Определите тему экскурсии, изучите место проведения, составьте план экскурсии. 3.Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь на случайные вопросы. 4.Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать. 5.Избегайте длинных объяснений. 6.Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе. 7.Не перегружайте экскурсантов новыми названиями; они их забудут. 8.Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте. 9.Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся. 10.Закрепите материал экскурсии в памяти учащихся на последующих уроках.В структуре экскурсии, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.Учитывая то, что многие виды растений и животных,которые 20-30 лет назад были вполне обычными, в настоящее время стали редкими или исчезающими,следует выработать у учащихся определенные правила поведения.Наиболее типичные растения рассматривать и запоминать,но не собирать их. Наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их.Таким образом, экскурсия будет выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи.