Irisha1984 писал(а):Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы.
ЧЕМУ учат в школе? Сегодняшние школьные программы, выраженные в тестах ЕГЭ - это, практически те же самые советские программы для изучения основных понятий НАУК. Для гуманитарных апологетик ПРЕДСТАВЛЕНИЙ авторов – есть изменения.
Науки и гуманитарные ПРЕДСТАВЛЕНИЯНауки имеют дело со ЗНАНИЯМИ, принимаемыми и проверяемыми в любой точке мира. В наших сегодняшних гуманитарных областях элементы наук –редкость, поэтому мы чаще имеем дело с апологетикой ПРЕДСТАВЛЕНИЙ авторов и иных ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (вплоть до теорий), принимаемых одинаковомыслящими в определённый период времени. О проверяемости речь редко заходит, посему – возможности для лжи велики. Непременный атрибут наших гуманитарных областей – апологетика власти. Например, все региональные учебники по истории, воспевающие деяния мэров и губернаторов с начала 90-х, зачастую – можно просто выбрасывать. Элемент «проституирования» и обмана неизбежен. На уголовном языке это называется – злоупотребление доверием с использованием служебного положения в особо массовых размерах – «мошенничество». Усугубляется деяние тем, что сиё производится с несовершеннолетними. Правда, адвокат может сказать, что это делается для укрепления уважения к власти. Личной выгоды здесь нет. Действительно, мелкой, сиюминутной – нет . А крупной – для возможности безнаказанного воровства в особо крупных размерах в течение второго срока – предостаточно. Подружилась власть с церковью и читают все поголовно российские дети: «Христос учил: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними». Нечаянно «золотое правило нравственности» приписывается Христу, а не Конфуцию, жившему за 500 лет до христианства. Конфуция же, нормального реального человека, записывают в перечень богов, часть их которых может быть и совместным творением нескольких авторов, вида Козьмы Прутковым. Казалось бы, небольшое прегрешение против истины, Оно вполне допустимо в НЕ НАУКАХ, а апологетиках. Но в нём как раз и видна разница между ЗНАНИЯМИ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ наших гуманитариев. «Библией» для Конфуция была «Книга перемен», в которой ни о каких богах речи нет. В ней речь идёт об объективных законах развития разных качеств человека, различных жизненных ситуаций. Знание ЗАКОНОВ позволяет не только избегать ошибок в жизни, но и нормально строить свою жизнь. Как не знание законов тяготения набивает шишек и переломов. Не потому ли китайцы обгоняли и обгонят весь мир, что у них во главу угла ставиться активная деятельность самого человека, основанная на знание законов природы (в т.ч. человеческой), а не упование на какого-то Бога? Если же мы говорим ученику – кто-то неизвестный сказал это свыше, то для него это чаще равнозначно тому, что мама или учитель (которые тоже свыше) сказали – надобно так делать. Посему можно делать или не делать. В каком случае ученик быстрее поймёт, а, самое главное, присвоит «золотое правило нравственности? Являющегося основным правилом игры в мире цивилизованных людей. ЗНАНИЯ человек должен познавать. Толку от проповедей ПРЕДСТАВЛЕНИЙ – никакого. 90 лет обществу проповедуют : ОБЩЕСТВО –личность. А дорвётся муж самой «воспитанной» на проповедях жены до должности мэра или губернатора, и она сразу забывает об интересах общества, ворочая своими миллиардами, не взирая на нищету учителей, которые-то и сделали из «ничего» его мужа – чего-то. «На свете нет ничего белее признательности, чернее неблагодарности» (Лао Дзы).
Содержание школьных программ.В 60-х годах после полёта Юрия Гагарина Конгресс США указал в качестве основной причины их отставания то, что наше образование лучше. И тут мы решили ещё более обогнать Америку и затеяли реформу образования под флагом «научности». А кто лучше знает математику или физику как науку? – Конечно же, академики этих наук. Вот и дали им задание. Те, не мудрствуя лукаво, спустили в школьный курс некоторые вопросы, которые по ИХ представлениям можно изучать и в школе (дифференциалы, неравенства и пр.). При этом каждый из академиков исходил из положения о том, что школа готовит к обучению в вузе. Не замечания перехода этого положения в идиотизм при конкретизации для определенного предмета. Поэтому все учебники математики были написаны так, как будто все 100% учеников будут изучать высшую математику в вузе. В это же время - 100% учеников будут изучать лингвистику, 100% учеников будут изучать химию в вузе и т.д. В результате были созданы самые сложные программы в мире. А то, что для конкретного ученика получается в сумме идиотизм в квадрате (если не хуже) – об этом никто и не думал и не думает (потому, что привыкли). Ибо основной постулат советской педагогики: «Образование – это процесс передачи культурного опыта». Их дело – решить какую часть опыта из их предмета передать. Другими словами - сколько литров и каких этой «химии» надо вылить на головы детишек. А что останется в «баночках» (от пузырька до трехлитровой), каждая из которых имеет свою «дырочку»? - их особо не волновало и не волнует. Когда в конце 60-х пришли отчёты о том, что задуманные объемы и сложность плохо осваиваются даже самыми способными детьми, которые тогда шли в 9-10 класс, в Москве схватились за голову: «Караул! Планы партии и правительства не выполним!». А такого быть не может, ибо все ещё помнили сталинские расстрелы. И тут выдумывается лозунг, который вкладывается в уста липецких учителей: «Нет плохих учеников, есть плохие учителя!». Стали всех учителей нещадно ругать на педсоветах за каждую двойку. Да и за «качество» - процент 4 и 5. В конце-концов учителей ЗАСТАВИЛИ плевать на свою ЧЕСТНОСТЬ, зародив в массовом сознании детей и учителей КОРЕНЬ ЗЛА нашего образования, выраженного формулой «3 пишем, 2 в уме». Вид 1 неУчителя. Работал в школе хороший учитель. Его никогда не ругали на педсоветах, «качество» знания истории по отметкам у него всегда было выше всех остальных предметов. Он знал почти каждого ученика не только по именам, но у многих – родителей, родственников, друзей. Всегда интересовался их проблемами. Чисто по-человечески, чтобы помочь советом (сегодняшней меркантильной выгоды для него не было). Однако, на уроках чаще рассказывал жизненные случаи и анекдоты, выставляя всем только 4 или 5. Хотя в реальности он особо не учил. Другими словами – как Учитель он был никакой, а воспитатель – на 5. И такого рода доля НЕУчителя (в смысле обмана в отчётах) зародилась тогда в каждом в разной мере, росла с каждым годом и каждой реформой, и, практически, тотально поразила всех при переходе к профильному обучению. Но вернёмся к истории образования. Несмотря на сложность программ, именно – не убитая ещё тогда ЧЕСТНОСТЬ учителей дала сильный толчок методикам изучения. За 70-80 е годы именно благодаря учителям основная масса детей всё-таки осваивала самые сложные программы в мире. Да и АПН СССР (ныне РАО), определившись в начале 70-х с вопросом ЧЕМУ учить, пыталось заниматься вопросом КАК учить, публикуя через методические журналы полезные материалы учителей страны, принимало участие для организации фестивалей уроков по предметам (в т.ч. и для заимствования идей учителей для диссертаций своих аспирантов) и пр. Не забывая про себя – штамповать диссертации по гуманитарным лженаукам. Единственные, кто занимался и занимается наукой – КАК учить? - были и есть психологи. Основная же масса – просто компиляторы обрывков из вузовских основ наук. В 80-х я учился в аспирантуре НИИ СиМО АПН СССР (ныне – ФИПИ) определявшим и определяющим СОДЕРЖАНИЕ школьного образования. В лаборатории методики обучения физике общался в основном с авторами союзных учебников – весьма умными и интеллигентными людьми. Однако. Был практически у всех один существенный недостаток – они либо вообще не работали никогда в школе, либо работали очень давно. Потому, они писали в учебниках свои ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о должном знании и умениях учеников. Для апологетики своих представлений они отсылали в регионы контрольные вопросы и задания для апробации учебников. И, конечно же, всегда получали положительные результаты. Ибо, списывание при направлении «итого» вверх было и есть неизбежность на всех уровнях. Данный недостаток я называю «болезнью молодого учителя». Которая заключается в следующем. Учитель объяснил материал один раз, второй, третий… Ему КАЖЕТСЯ, что даже последний двоечник должен всё понять . («Он даже сам понял»). Но провёл на следующем уроке проверочную работу. И схватился за голову. – Подчас, более половины -2. Но авторы-то учебников этого реального ИТОГО в головушках детей не видят и не знают и почивают на лаврах своих ПРЕДСТАВЛЕНИЙ о должном.
И вспомнить простую вещь, что ШКОЛА должна УЧИТЬ.