Атауллин Зариф » 24 сен 2013, 08:27
В образовательном пространстве, как и в остальных сферах жизни общества и государства присутствует данная конструкция: традиция - инновация и инновация - традиция. И если посмотреть в прошлое, то все известные нам педагогические традиции, концепции, были когда-то инновациями. традиция инновация школа современный
В качестве примера вспомним великого педагога Яна Амоса Коменского. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д.).
Коменский хотел "учить всех всему" и требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться совершенно на всех детей, независимо от материальных и половых различий.
Мы видим: то, что когда-то было инновацией в образовании, пройдя длительный процесс, превратилось в традицию.
Современная школа все еще базируется на традиционных принципах образования и требует изменения и присутствия инноваций. Этот момент является важным, поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство. Школа является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т.е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т.е. быстро реагировать на изменения вне его. В качестве средства такого экстренного реагирования и может выступать педагогическая инновация.
Таким образом, педагогические инновации - нововведения, которые разрабатываются и проводятся не только органами государственной власти (например, на уровне реформ), но и работниками и организациями системы образования и науки.
Говоря непосредственно о педагогических инновациях, можно иметь ввиду следующие изменения:
- в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по отдельным предметам;
- во внутренней организации деятельности школы;
- в отношениях "учитель-ученик";
- в методах обучения.
К инновациям в отдельных учебных заведениях можно отнести не только создание принципиально новых методов и форм работы, но и внедрение, и распространение педагогических систем, разработанных педагогической культурой мира: М. Монтессори, Л.В. Занков (развивающее обучение) и др.
Таким образом, процесс инновационизации в современной школе - это комплексный процесс, предполагающий создание, внедрение, новых педагогических технологий и постепенное их распространение на другие звенья, и элементы образовательного пространства.