Корчагина Анастасия » 04 окт 2013, 09:56
Думаю, что на и на уроках русского языка формировать УУД можно на вех этапах урока, непосредственно работая по теме:
Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи":
"1.Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
2. Установка на восприятие нового материала.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока:
Типы речи.
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
1. Познакомиться с...
2. Учиться различать …___ ___ …
А как вы думаете, с какой единицей речи мы будем работать?
Работать с текстами.
Итак, у нас урок развития речи и мы будем учиться определять тип речи.
Наша задача:
• Познакомиться с тремя типами русской речи;
• Научиться отличать их друг от друга;
• Применить полученные знания при работе с текстом.
3. Повторение.
Ну, а для того чтобы нам приступить к работе с текстом, давайте вспомним :
• Что такое текст?
• Признаки текста?(можно озаглавить, план тема)
• Что такое тема текста?
4.Изучение новой темы.
Откройте, пожалуйста тетради, запишите число, классная работа.
В русском языке различают 3 типа речи:
• повествование
• описание
• рассуждение
Давайте подумаем,
• От каких глаголов образованы эти существительные?
• Что значит повествовать ,
• описать,
• рассуждать?
1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.
Вы у меня просто молодцы! А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).
• Тема текста – случай с собакой.
Озаглавте текст.
О чём рассказал нам автор – хозяин этой собаки?
Узнали ли мы ,
как выглядит пёс?
какой он породы?
почему он понравился хозяину?
Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?
• Что произошло?
Представим, что мы очевидцы этой истории.
Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?
• Что на них будет изображено?
• 1.Идет мальчик, рядом бежит собака.
• 2.Шляпа летит в речку.
• 3.Песик поймал шляпу.
• 4.Он принес шляпу хозяину.
Какая часть речи помогает передать события? (глагол)
роль, функция глаголов – динамика(ход развития, изменения какого-нибудь явления)
Обобщим наши суждения
• Какой вопрос мы подобрали к тексту?
Что произошло?
• На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
На нескольких.
• О чем говорится в тексте?
О последовательных действиях.
• Что помогает передать динамику, движение повествование
Наличие глаголов
• Перед нами тип речи повествование"
Общеучебные умения, формируемые на уроке:
слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.
Через подбор дидактического материала формировались личностные УУД.