Система заданий по формированию УУД ...

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Хабибуллина Е.Н. » 04 окт 2013, 09:40

На уроках литературы я часто использую тесты, которые уже с 5 класса, помимо воспитания в человеке образованного и вдумчивого читателя, умеющего понимать художественную ценность произведений и определять их место в мировой литературе, являются их если не главными, то значимыми помощниками. Тесты могут применяться на любом этапе урока, будь то проверка домашнего задание, систематизация, совершенствование или закрепление материала. Огромный выбор различных сборников тестов есть в книжных магазинах. но иногда можно составить и свой тест по пройденному материалу. К тому же данные тесты содержат задания (вопросы) максимальной сложности, которые побуждаю тучащихся рассуждать, учат формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученное произведение. Самое важное, что ответ должен содержать лишь несколько предложений, то есть ученик учиться кратко формулировать свою мысль.
Хабибуллина Е.Н.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 09:00

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Мысляева О.В. » 04 окт 2013, 09:46

Проблемные ситуации практически строятся на затруднении в выполнении нового задания, при этом самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, необходимо вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировать свою деятельность, и оценить результат. Проверить его.
Ученику нужно вывести новое правило. Ему даётся задание: «Определи порядок своих действий. Для этого из приведенного списка выбери только необходимые действия и расставь их по порядку» (таблички по определению прилагательного). («Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.).
При этом я формирую:
-коммуникативные УУД: «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ»;
-личностные УУД:«Объясни, почему ты выбрал этот ответ, а не другой?»
Одним из важных компонентов при формировании УУД является самостоятельная работа. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с учебником помогает становлению ученика как будущего исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное - это то, чему ученик должен научиться в школе.
Мысляева О.В.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 10:30

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Антонов А.И. » 04 окт 2013, 09:49

Актуальными в формировании УУД являются различного рода нестандартные и необычные задания, расширяющие возможности педагога в осуществлении дифференцированного подхода к школьникам в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
- диктанты «на засыпку»;
- редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
- подбор однотипных языковых единиц (например, синонимов) к данной - по принципу «кто больше?»;
- упражнения с выборочным ответом (те же тестовые задания), предполагающие выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний».
Приведу в качестве примера следующее задание.
Найди и исправь стилистические ошибки:
- Однажды с охотником случился необычный случай.
Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Антонов А.И.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 15:19

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Мысляева О.В. » 04 окт 2013, 09:50

В диалоге с учителем учащиеся учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех учащихся в классе и дают оценку себе и товарищам. Учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Таким образом, можно выделить этапы урока, на которых формируются разные виды УУД:

1. Регулятивные УУД

- изучение нового материала;

Новые знания о части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».

Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод (Умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) Прочитай определение в рамке на стр... «Всё ли было верно в твоем задании, которое ты выполнил?» (Дети читают правило, исправляют ошибки, которые допустили).

- обобщение.

«Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану …».
Сравни своё правило с тем, которое дано в конце учебника на стр… Пользуйся этим правилом при выполнении следующих упражнений…
Умение находить глаголы в речи. «Найди глаголы. Как будешь действовать?

- контроль и самоконтроль учебных действий

«Как ты докажешь, что во всех этих словах есть орфограммы? Перечитай задания», «Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте: проверьте работу друг друга. Исправьте допущенные ошибки»; "Сколько в тексте таких предложений? Должно быть три!"; "Докажи письменно на примере любых двух слов, что эти слова изменяются по 2-му склонению.
«Выпиши из текста слова со знакомыми орфограммами. Перед ними запиши проверочные слова», «Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? «Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму» Перед каждым из них напиши проверочные слова».

2.Познавательные УУД- а. на извлечение информации.

- изучение нового материала;

Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти тексты? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»
- актуализация знаний

Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
б. общеучебные - умение ставить и решать проблемы: назовите различия форм существительных И.п. и В.п., а также Р.п. и В.п.; существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий.

3. Личностные – самоопределение: ориентация ученика на учет чужой точки зрения.

"Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н" Ты сумеешь помочь Саше определить падеж?"и т.д.
4. Коммуникативные - инициативное сотрудничество (взаимодействие):

«Помоги ему решить эту проблему».

Формируя на уроках разные виды УУД, я поняла, что детям легче и интереснее выполнять задания, строить свою учебную деятельность. Это сказывается не только на заинтересованности предметом, но и на результатах обучения.
Мысляева О.В.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 10:30

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Воробьева Дания » 04 окт 2013, 09:50

Я приведу конкретные примеры заданий, которые использую на уроках русского языка в 5 классах для формирования УУД, на примере урока тема которого "Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос-".Вспоминаем написание знакомых нам корней, при этом используем такие УУД как самовыражение и совершенствование видов речевой деятельности.
На доске записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож. Вы должны записать данные слова в два столбика. В первый запишите слова с корнем лаг, а во второй с корнем лож.
Прил…гать, перел…жить, сл…гаемое, прол…гать, обл…жить, нал…гать, дол…жить, отл…жить, предл…гать, сл…жить.
Теперь давайте проверим, что у нас получилось.
В каких морфемах находятся орфограммы?
Расскажите правило правописания корней лаг/ лож.
Воробьева Дания
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 13:27

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Хабибуллина Е.Н. » 04 окт 2013, 09:56

Как я уже описывала выше, по литературе часто использую тесты, но наверное, со мной согласятся все учителя, что на уроках русского языка они просто необходимо. И чем чаще, тем лучше!В прошлом годе у меня был пятый класс и решила с ними не теряя времени даром начать готовиться к ЕГЭ. Ведь ни для кого не секрет, что материал, изучаемый в этом классе, используется и в заданиях ЕГЭ. Есть специальные тесты, которые так и называются "Русский язык. Для подготовки учащихся к ЕГЭ. 5 класс". Также в каждой четверти я оставляю по одному часу на так называемый зачет, где дети рассказывают правила и выполняют все виды разборов. в этом году выяснилось, что они не забыли ни правила, ни выполнение разборов за лето.
Хабибуллина Е.Н.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 09:00

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Корчагина Анастасия » 04 окт 2013, 09:56

Думаю, что на и на уроках русского языка формировать УУД можно на вех этапах урока, непосредственно работая по теме:
Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи":
"1.Организационный момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте моё стихотворение:
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
2. Установка на восприятие нового материала.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока:
Типы речи.
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
1. Познакомиться с...
2. Учиться различать …___ ___ …
А как вы думаете, с какой единицей речи мы будем работать?
Работать с текстами.
Итак, у нас урок развития речи и мы будем учиться определять тип речи.
Наша задача:
• Познакомиться с тремя типами русской речи;
• Научиться отличать их друг от друга;
• Применить полученные знания при работе с текстом.
3. Повторение.
Ну, а для того чтобы нам приступить к работе с текстом, давайте вспомним :
• Что такое текст?
• Признаки текста?(можно озаглавить, план тема)
• Что такое тема текста?
4.Изучение новой темы.
Откройте, пожалуйста тетради, запишите число, классная работа.
В русском языке различают 3 типа речи:
• повествование
• описание
• рассуждение
Давайте подумаем,
• От каких глаголов образованы эти существительные?
• Что значит повествовать ,
• описать,
• рассуждать?
1)Анализ текста типа повествование и выявление его отличительных признаков.
Вы у меня просто молодцы! А теперь давайте посмотрим на текст, прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
( Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически).
• Тема текста – случай с собакой.
Озаглавте текст.
О чём рассказал нам автор – хозяин этой собаки?
Узнали ли мы ,
как выглядит пёс?
какой он породы?
почему он понравился хозяину?
Проведем «лингвистический» эксперимент. Представим, что мы о чём-то спросили автора, и этот текст – его ответ. Какой вопрос можно было бы подобрать к этому «ответу»?
• Что произошло?
Представим, что мы очевидцы этой истории.
Сколько фотографий нужно, чтобы передать содержание этого текста?
• Что на них будет изображено?
• 1.Идет мальчик, рядом бежит собака.
• 2.Шляпа летит в речку.
• 3.Песик поймал шляпу.
• 4.Он принес шляпу хозяину.
Какая часть речи помогает передать события? (глагол)
роль, функция глаголов – динамика(ход развития, изменения какого-нибудь явления)
Обобщим наши суждения
• Какой вопрос мы подобрали к тексту?
Что произошло?
• На скольких фотографиях можно отобразить содержание текста?
На нескольких.
• О чем говорится в тексте?
О последовательных действиях.
• Что помогает передать динамику, движение повествование
Наличие глаголов
• Перед нами тип речи повествование"
Общеучебные умения, формируемые на уроке:
слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.
Через подбор дидактического материала формировались личностные УУД.
Корчагина Анастасия
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 11:35

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Антонов А.И. » 04 окт 2013, 09:57

Но наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• "интеллектуально"-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
Остановлюсь на комплексной работе с текстом, т.к. в своей работе особое внимание уделяю данному виду работы. Безусловно, очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова и т.п.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка.
Антонов А.И.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 15:19

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Воробьева Дания » 04 окт 2013, 09:59

Для развития и формирования таких УУД как познавательные и коммуникативные можно использовать такие виды заданий. Поработаем в парах. У вас на парте находятся листы с загадками, вам их нужно разгадать, вставить пропущенные буквы, а также обозначить графически изучаемую орфограмму.
Не сеют, не сажают, сами выр…стают.
Один льет, другой пьет, а третий зеленеет да р…стет.
Только снег сошел, я в лесу эту пор…сль нашел.
Б) Объяснительный диктант с использованием сигнальных карточек
Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша.
В) списать обозначить орфограмму, подчеркнуть лишнее слово
Выр…стить, р…стительность, р…сточек
Прор…сли, водор…сли, отр…сль
Подр…стать, ср…щение, перер…сли
Воробьева Дания
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 13:27

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Воробьева Дания » 04 окт 2013, 10:06

Также на уроках очень актуален такой вид деятельности как рефлексия, при которой формируются регулятивные действия самооценивания и критического осмысления. Приведу пример рефлексии.
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Было трудно...
Я выполнял задания...
Я понял, что...
Теперь я могу...
Я почувствовал, что..
Я научился...
Воробьева Дания
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 13:27

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron