Система заданий по формированию УУД ...

Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение admin » 23 сен 2013, 12:58

"Система заданий по формированию УУД и их оценивание: педагогический опыт и новации"
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение admin » 24 сен 2013, 03:08

Здравствуйте, уважаемые участники Межрегионального Интернет-педсовета. Предлагаем вам принять участие в опросе, для этого необходимо пройти по ссылке: http://monitoringirorb.ru/survey/opros.php. Спасибо за участие!
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 мар 2013, 15:02

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение ОшееваЮВ » 24 сен 2013, 10:03

Уважаемые коллеги! Кафедра русского языка и литературы приветствует вас на очередном межрегиональном интернет-педсовете и предлагает поучаствовать в обсуждении следующей темы: "Система заданий по формированию универсальных учебных действий и их оценивание: педагогический опыт и новации".
Всем учителям в скором будущем в обязательном порядке предстоит перейти на обучение соответственно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта. А новый стандарт, как известно, делает акцент на том, что наряду с предметными результатами обучения, связанными с усвоением основ той или иной науки (в данном случае речь идет о филологии), не менее значимыми оказываются личностные и метапредметные результаты обучения, формируемые через систему универсальных учебных действий (УУД).
Современные учебники, разработанные с учетом требований ФГОС, содержат задания, которые направлены на формирование этих УУД. Многие учителя, которые уже перешли на организацию учебной деятельности в рамках ФГОС нового поколения или еще готовятся к этому, предлагают и собственный дидактический материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы.
Совершенно очевидно, что сама система УУД не является чем-то новым и неизвестным для современного учителя. Многое из того, что прописано в ФГОС нового поколения, реализовывалось на уроках и ранее. Поэтому хотелось бы обсудить, как в современных условиях вами используется богатый педагогический опыт по развитию УУД. Мы будем рады, если вы поделитесь с участниками педсовета своими наработками и комментариями.
Второе, что хотелось бы затронуть в рамках заявленной темы, - это то, как через систему заданий вами оцениваются личностные и метапредметные результаты обучения, какие вы предлагаете критерии, параметры оценивания. Было бы замечательно увидеть на страницах нашего Интернет-педсовета конкретные примеры заданий по формированию УУД на уроках русского языка и литературы с комментариями, а также примеры оценки выплнения подобных заданий.
Приглашаем всех коллег к обсуждению!
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 09:35

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Жанна » 24 сен 2013, 13:22

Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. В основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культурой, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов. При этом УУД формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. Поэтому интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании УУД на разных этапах урока: на уровне целей, мотивов, рефлексии и т.д.

^ Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей наиболее эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия.
Жанна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 06:33

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Жанна » 24 сен 2013, 13:25

Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и кропотливой работы с дополнительными источниками информации. Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и учащийся здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышая тем самым самооценку и понимание необходимости пополнения своих знаний за пределами материала учебника. Кроме того, при планировании урока большое внимание уделяется организации работы детей на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К учащемуся при проведении интегрированного урока предъявляются следующие ключевые компетентности: умение выдвигать гипотезу и видеть проблему, умение находить и использовать различную информацию, умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию, выслушивать и принимать во внимание выводы других, выступать публично, литературно выражать свои мысли.
Жанна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 06:33

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение изольда » 25 сен 2013, 04:27

Здравствуйте, уважаемые коллеги! На днях узнала об этом форуме и теме интернет-педсовета. Я считаю, что поиск средств формирования УУД сегодня является жизненной необходимостью, т.к. время требует не просто обученного человека, квалифицированного специалиста, а человека, способного обучаться, самосовершенствоваться, переучиваться... Это касается в первую очередь школьников, а также и нас, педагогов и учителей. :!:
изольда
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 03:43

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Пысина Людмила » 25 сен 2013, 11:42

В современное образование прочно входят ФГОС 2-го поколения. Наиболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов.
В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это значит, что процесс учения – не только усвоение знаний, но и процесс развития личности, духовно-нравственной, социально адаптированной. Поэтому приоритетом образования в условиях реализации ФГОС 2-го поколения становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями). Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно - деятельностный подход (СДП), основной результат которого – развитие личности на основе учебной деятельности. А основная педагогическая задача – создание и организация условий, организующих действие обучаемых. Вопросы, чему учить, для чего учить, как учить, ведут за собой обновление содержания, ценностей образования (мотивы), средств обучения. Поэтому меняются требования соответственно к условиям осуществления образовательного процесса. Следовательно, системно - деятельностный подход обеспечивает системное включение обучаемых в процесс самостоятельного построения им нового знания.
На наш взгляд, процесс обучения - всегда обучение деятельности (обучать деятельности – делать обучение мотивированным, учить школьника самостоятельно ставить цель, находить пути, средства её достижения, помогать обучающимся сформировать умения контроля, самоконтроля, оценки, самооценки). Процесс учения должен быть творческим. Совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся под руководством учителя для качественного достижения новых результатов образования, включающая в себя мотивацию к учебной деятельности; актуализацию знаний; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление во внешней речи; самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь); включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексия (итог) урока.
В качестве примера можно привести фрагменты урока литературы в 9 классе по рассказу В.Г.Распутина «Век живи – век люби». Тема урока была сформулирована самими детьми после определения основных задач и постановки проблемы. Это урок усвоения нового материала. Основные принципы урока: целеполагание (система целей учителя и ученика), бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность, комфортность, целесообразность, разумность, уместность. Эпиграфом к уроку были выбраны слова Ф. М. Достоевского и Б. Шоу: «Из подростков создаются поколения», «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Задание для групповой работы (для самостоятельных выводов обучающихся)
1 группа. Каков смысл названия рассказа?
2 группа. Какие проблемы затрагивает автор в своем рассказе?
3 группа. Какие этические нормы и нравственные принципы необходимы человеку, чтобы оставаться человеком?
Главная тема произведения Валентина Распутина- столкновение нравственных ценно-стей человеческой жизни с внутренней агрессией, уничтожением доброго уклада и разруше-нием души человека.
Проблема ответственности человека за свои поступки и мысли.
Проблема сложности человеческих взаимоотношений: нравственная ответственность человека перед другими людьми, равнодушие к судьбе другого человека, гуманное отноше-ние к окружающим людям.
Боль за человека становится особенно острой. «Испытания даны были не для того, что-бы приходить в отчаяние», - считает В.Распутин. И есть надежда на то, что человек не поте-ряет себя в круговерти нынешней нелегкой жизни и останется человеком...

Обратимся к словам, ставшим своего рода эпиграфом нашего урока. Принадлежат они известному английскому драматургу Бернарду Шоу. Что вам открылось в этих словах? Вот для того, чтобы научиться жить по-человечески, мы и обратились сегодня на уроке к расска-зу В.Г. Распутина «Век живи – век люби. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если мы научимся творить добро, научимся сопереживать писателю и его героям. как говорит сам писатель, «чтение - это работа»... Читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, «чувствовать прилив крови от движения».
Введение/открытие новых знаний (постановка проблемы, поиск решения) - суть проблемного урока – «творческое усвоение знаний». И первым звеном творчества является постановка проблемы. По образному выражению академика Струмилина, проблема подобна загадочному Сфинксу. Следовательно, второе творческое звено – поиск решения.
Гипотез много, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Поэтому третье звено творческого процесса – выражение решения. Творческий процесс завершается реализацией материального продукта (открытие знания в доступной для ученика форме).
Выход на учебную проблему как тему урока помогает осуществить использование диалогов: побуждающего и подводящего. С чем связан побуждающий диалог? Осознание противоречия. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Промежуточные выводы. Обобщение наблюдения. Общие выводы при использовании технологии сотрудничества.
Следовательно, системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Пысина Людмила
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 11:33

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Ольга123 » 25 сен 2013, 16:34

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В условиях действия новых стандартов во многом изменяется и организация обучения. Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие личности. Поэтому должны быть воспитаны умение учиться и потребность в познании нового, развита способность к самоорганизации и саморазвитии в сочетании с разносторонним развитием личности. Несомненно, чем больше у ребёнка будет возможности для применения творческого потенциала, тем больше вероятность раскрыть свой талант, проявить себя как личность. Решить эту задачу отдельными предметами очень трудно. Необходима интеграция учебных дисциплин, преподающихся сейчас независимо друг от друга. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идеи и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической и практической.
Ольга123
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 16:01

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Старостина Елена » 25 сен 2013, 17:48

изольда писал(а):Здравствуйте, уважаемые коллеги! На днях узнала об этом форуме и теме интернет-педсовета. Я считаю, что поиск средств формирования УУД сегодня является жизненной необходимостью, т.к. время требует не просто обученного человека, квалифицированного специалиста, а человека, способного обучаться, самосовершенствоваться, переучиваться... Это касается в первую очередь школьников, а также и нас, педагогов и учителей. :!:


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Согласна, что способность обучаться, самосовершенствоваться, переучиваться закладывается в школе. И мы, как наставники, должны поддержать детей в стремлении познавать, исследовать, экспериментировать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Старостина Елена
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 17:18

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Владимирова » 26 сен 2013, 03:28

Здравствуйте.
Формирование УУД на уроках русского языка всегда проводилось при работе с текстом. Это давало уникальную возможность не только осваивать предметные знания, но и воспитывать личность. Возможно, система заданий сейчас несколько трансформировалась (это зависит от целей, которые преследует учитель, и мастерства педагога). Например,
-разделите текст на абзацы;
-подчеркните ключевые слова;
-составьте простой или сложный план;
-составьте схему (ко всему тексту, микротеме и т.д.)- при возможностях текста;
- заполните таблицу (готовится таблице с клише);
- составьте кластер:
- при тестовом опросе по тексту возможны разные типы заданий (найдите фразу, не соответствующую тексту; найдите в предложениях ... эпитеты, олицетворения и др,)
Такие типы заданий формируют не только универсальные учебные действия, но и готовят школьников к ГИА и ЕГЭ. Знакомая система заданий, отработанная за несколько лет не на одном уроке (и не только на русском языке,но и на других уроках, так как с текстом можно работать и на биологиии, и на физике) позволяет чувствовать школьника себя конфортно.
Владимирова
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 03 апр 2013, 03:32

След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron