Система заданий по формированию УУД ...

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Наталия Глебовна » 04 окт 2013, 16:25

Уважаемые коллеги! Говоря о формировании личностных универсальных учебных действий на русского языка и литературы нельзя забывать, как мне кажется, о личности самого учителя .Ведь именно стиль общения учителя, принятая им позиция – это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и даже определяет судьбу ребенка в школе, и второе, но не менее важное – это значимость учителя для учеников.
И ни для кого не секрет, что ребенок успешнее и охотнее всего обучается у любимого и любящего педагога. Ученик на уроке усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Оценка учителя, его отношение к ученику определяют самоощущение ребенка, его представление о своих возможностях и способностях.
Но детей нельзя обманывать. Отвечая на вопросы учеников, учитель должен быть искренним, потому как собственная практика воспитания убеждает: ничто так быстро не вызывает недоверия к педагогу, как расхождение между тем, что он говорит, в чем убеждает других, и тем, каков его собственный внутренний мир. А это возможно лишь при условии, что личностное развитие ребенка входит в систему ценностей педагогической культуры учителя.
Что сегодня нас беспокоит в наших учениках? Снижение мотивации, успеваемости, преувеличение жизненного опыта, отсутствие авторитетов и т.д.
А какими качествами должен обладать я, учитель, чтобы данную ситуацию изменить? Ведь наши представления о качествах идеального учителя не всегда совпадают с представлениями учеников о том, каким должен быть учитель.
Как часто на уроках литературы дети задают нам вопросы, связанные с нашим собственным отношением к поэту, произведению, поступкам героев, к событиям, которые происходят вокруг нас. Наше мнение является для них значимым несмотря на то, что наша позиция как учителя и как человека может не совпадать с их точкой зрения. Именно это и создает возможность диалога на разные темы между учителем и учеником, в том числе и нравственные.
Воспитание личности возможно только в социуме. Понятно, что многие ценности прививаются ребенку в семье. Но его мировоззрение, мироощущение в значительной мере определяются и теми ценностными ориентациями, которые передает ему учитель.
Уважаемые коллеги! Поздравляю Вас с Днем Учителя! Желаю Вам, чтобы результаты Вашей работы приносили Вам только радость, а ученики были способными и благодарными!
Наталия Глебовна
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 10:55

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Алимова Н.Т. » 04 окт 2013, 17:55

Одним из эффективных средств формирования УУД являются информационно-коммуникационные технологии. Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Перечисляю лишь те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:
• представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
• контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
• выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
• активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
• мобилизовать внимание обучаемого;
• значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
• быть точным и объективным в оценке знаний;
• печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
Использование средств ИКТ с целью формирования УУД на уроках позволяет говорить о новом типе учебного занятия. Известно, что занятия-уроки условно можно поделить на три группы:
1. Пассивные (традиционные уроки)
2. Активные (доклады учащихся, рефераты, презентации)
3. Интерактивные (двусторонняя связь между учителем и учеником, которая создается благодаря интерактивным доскам, а также различными электронными образовательными ресурсами).
Именно последним принадлежит ведущая роль в построении современного образовательного процесса.
Алимова Н.Т.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 16:56

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Алимова Н.Т. » 04 окт 2013, 18:14

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.
Формы работы с текстом:
• синтаксическая пятиминутка;
• включи воображение;
• напиши подобно;
• через дополнительное задание к диктанту;
• составление таблицы.
Что же такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как употребляются в нем языковые средства. Процесс понимания текста «по шагам»:
• эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен этап организации мотивации .
• интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания.
• формулируется цель. Методически целесообразно регулярно организуемая вопросно-ответная беседа.
Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения. Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.
Алимова Н.Т.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 16:56

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Aglyametdinovna » 04 окт 2013, 18:30

Алимова Н.Т. писал(а):Здравствуйте, уважаемые коллеги! Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.
Вот некоторые советы, рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка:
• включать работу со словарями в каждый урок;
• предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);
• объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;
• анализ словарной статьи, направленный на поиск соответствующей пометы;
• нахождение в толковом словаре слов, имеющих указанные пометы;
• объяснение назначения той или иной пометы в словарной статье.
• составить один из несуществующих лексикологических словарей;
• выписать из словаря слова для сочинения на тему «Любимый уголок природы»;
• написать аннотацию на словарь (по выбору);
• найти слова в словаре объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;
• составить этимологический кроссворд.
Система работы со словарями воспитывает живой интерес к слову, к предмету русский язык, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников.


Действительно, работа со справочным материалом является эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, словари, размещенные в конце учебника по русскому языку (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.
Aglyametdinovna
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 18:03

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Валиахметова А.К. » 04 окт 2013, 18:53

Здравствуйте уважаемые коллеги!
Так как у нас пока ФГОС только в начальной школе и не могу предложить ничего из своего опыта, я хочу изложить увиденное, услышанное и понятое мною.
Урок - ключевая форма организации образовательного процесса. Здесь учитывается раскрытие способностей каждого ученика;воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире; воспитание порядочного и патриотичного человека.Планируется прежде всего деятельность учащихся, которая должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций, общеучебных умений. Как я понимаю, на уроке, в основном, должен работать и говорить не учитель, а школьники. Учитель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше (главное отличие от традиционного урока!). Какова же роль учителя?
Любая форма работы состоит из этапов, идёт от простого к сложному. Ученику на каждом этапе данной работы необходимо помогать, направлять его и обязательно оценивать. Но учитель не является носителем и толкователем новой для учеников информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Изучение нового незнакомого учебного материала учениками происходит без объяснения учителя. Ученик получает новый учебный материал и начинает его изучать. С первых минут урока каждый ученик знает, сколько заданий ему надо выполнить на «3», сколько на «4», сколько на «5» и рассчитывает свои силы. На таких уроках всегда работают все, работают с удовольствием и выполняют, как правило, огромный объем работы. Такое совмещение технологий позволило сделать уроки по ФГОС более продуктивными.
В соответствии с требованиями ФГОС ученик должен оценивать свою работу в конце урока. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. По новым стандартам понятия «отметка» и «оценка» четко разграничиваются, наполняются новым содержанием. Оценка − это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…») Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос.
А отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл).
Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
Валиахметова А.К.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 11:31

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Бигаев Р.Х. » 05 окт 2013, 02:30

Здравствуйте, уважаемые коллеги! С профессиональным праздником!
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход (главное - деятельность). Нужно научить действовать и путем этих действий получать знания, ставить перед собой цели и задачи, решать какие-либо проблемные вопросы, т.е. идти вперед, работать над собой, совершенствоваться.
УУД включают в себя 4 блока действий:
1)личностный;
2)регулятивный;
3)познавательный;
4)коммуникативный.
В своей работе, на уроках русского языка для формирования УУД использую различные формы и методы работ: по индивидуальным карточкам, работа в парах, в группах, по рядам(составление диалогов, дискуссии, проверка и оценивание работ одноклассников) и многое другое.
На уроках литературы я обязательно строю урок так, чтобы ребята при изучении какого-либо произведения делали выводы сами, отвечая на такие вопросы: чему вас учит автор, что хотел донести до вас автор, как бы вы поступили на месте того или иного героя.
Таким образом, на мой взгляд, формируется нравственная культура, патриотизм, умение ценить и дорожить жизнью человека и др.
Бигаев Р.Х.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 11:16

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Альфия Хуснитдинова » 05 окт 2013, 04:54

В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к результату образования и системе оценивания достижений учащихся. Формирование функционально грамотных людей-одна из важнейших задач современной школы. А основы функциональной грамотности,как мы знаем,закладываются в начальных классах. По новым требованиям акцент делается на умения применять знания,упор на знания как средство развития личности. Ребенок сам сможет оценивать свои знания, делать выводы в конце урока, что он нового узнал сегодня на уроке. На сегодняшний день не каждый учащийся сможет объективно оценить себя. Думаю, новая система образования принесет хорошие результаты.
Альфия Хуснитдинова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 05 окт 2013, 04:36

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Юлиза Лироновна » 05 окт 2013, 16:20

Уважаемые коллеги! С днём учителя! Каждый проведенный вами урок - это маленькая жизнь, всегда интересная и познавательная.В этот осенний день желаю Вам неугасимой энергии, цветущего здоровья, новых достижений и побед!!!
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя -
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам - дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни - как в клетку, другие - как в храм!
Удачи вам, занятые делами,
Которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному мыслящие,
С затеями и без всяких затей,
Любящие и ненавидящие
Этих, будь они трижды, детей...
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля, -
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться,
И только после этого стать!
В нём будет мудрость талантливо дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель - профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Роберт Рождественский
Юлиза Лироновна
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 27 сен 2013, 14:50

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Зарима » 05 окт 2013, 20:41

Ихсанова З.М.
Доброе время суток, уважаемые коллеги!
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:
1. Речь и речевое общение.
Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.
2. Речевая деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
3. Текст.
Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.
4. Функциональные разновидности языка.
Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм.
Именно коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.
Я думаю, что применение коммуникативных УУД на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Зарима
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 17:33

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Юлиза Лироновна » 06 окт 2013, 15:55

Овладение универсальными учебными действиями учащимися ведет к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие учениками возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение совокупности компонентов учебной деятельности, включающих: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Юлиза Лироновна
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 27 сен 2013, 14:50

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron