Уважаемые коллеги! Говоря о формировании личностных универсальных учебных действий на русского языка и литературы нельзя забывать, как мне кажется, о личности самого учителя .Ведь именно стиль общения учителя, принятая им позиция – это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и даже определяет судьбу ребенка в школе, и второе, но не менее важное – это значимость учителя для учеников.
И ни для кого не секрет, что ребенок успешнее и охотнее всего обучается у любимого и любящего педагога. Ученик на уроке усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Оценка учителя, его отношение к ученику определяют самоощущение ребенка, его представление о своих возможностях и способностях.
Но детей нельзя обманывать. Отвечая на вопросы учеников, учитель должен быть искренним, потому как собственная практика воспитания убеждает: ничто так быстро не вызывает недоверия к педагогу, как расхождение между тем, что он говорит, в чем убеждает других, и тем, каков его собственный внутренний мир. А это возможно лишь при условии, что личностное развитие ребенка входит в систему ценностей педагогической культуры учителя.
Что сегодня нас беспокоит в наших учениках? Снижение мотивации, успеваемости, преувеличение жизненного опыта, отсутствие авторитетов и т.д.
А какими качествами должен обладать я, учитель, чтобы данную ситуацию изменить? Ведь наши представления о качествах идеального учителя не всегда совпадают с представлениями учеников о том, каким должен быть учитель.
Как часто на уроках литературы дети задают нам вопросы, связанные с нашим собственным отношением к поэту, произведению, поступкам героев, к событиям, которые происходят вокруг нас. Наше мнение является для них значимым несмотря на то, что наша позиция как учителя и как человека может не совпадать с их точкой зрения. Именно это и создает возможность диалога на разные темы между учителем и учеником, в том числе и нравственные.
Воспитание личности возможно только в социуме. Понятно, что многие ценности прививаются ребенку в семье. Но его мировоззрение, мироощущение в значительной мере определяются и теми ценностными ориентациями, которые передает ему учитель.
Уважаемые коллеги! Поздравляю Вас с Днем Учителя! Желаю Вам, чтобы результаты Вашей работы приносили Вам только радость, а ученики были способными и благодарными!