Система заданий по формированию УУД ...

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Мысляева О.В. » 04 окт 2013, 10:14

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.
При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным и ярким урокам.
Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения. На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно стать капитанами и отправиться на корабле по стране Лингвинии. Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы являются помощниками в обучении.
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности .
Мысляева О.В.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 10:30

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Мысляева О.В. » 04 окт 2013, 10:14

1.2.1. Использование нестандартных заданий

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.
Из нестандартных заданий можно отметить следующие:
• "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;"перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля
• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.
Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);
- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).
Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
- Она пуще неволи.
- Суп, сваренный Демьяном.
- Мельник, работающий неделями.






• вопросы проблемного характера.
Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова Передавайте привет сестре вызвать удивление?
- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).
• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
1. сочинение на лингвистическую тему;
2. исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?
- Зачем нужны архаизмы?
Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)
- Покой морфемам только снится в гостях у Омонимов.
- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).
- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).
- Быть или не быть Собственным?
Мысляева О.В.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 10:30

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Мысляева О.В. » 04 окт 2013, 10:15

Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
диктанты «на засыпку»;
редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
Мысляева О.В.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 10:30

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Мысляева О.В. » 04 окт 2013, 10:16

«Обучаясь на курсе, я поняла специфику компетентностного урока. Я смогу строить современный урок, на котором будет происходить формирование ключевых компетенций и УУД, и, надеюсь, мой урок будет не уроком-планом, а уроком-проектом, уроком-сценарием. Часто при анализе урока учитель проговаривает: «было запланировано то-то и то-то, (сокрушенно) вот это не успели, не хватило времени», но главным-то должен быть не этот фактор, а то, чему дети научились на уроке, где смогут это применить, что бы нового об этом хотели еще узнать! Хотелось бы на МО обсудить с коллегами данный материал, создать серию уроков, провести их и проанализировать. В общем-то, «идеи кипят»! Это грамотно организованный курс, имеет большое теоретическое значение и практическую значимость. Я уже посоветовала его своим коллегам!»
Мысляева О.В.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 10:30

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Воробьева Дания » 04 окт 2013, 10:18

Еще хотелось бы рассказать о таком виде деятельности на уроках русского языка как создание собственной книги рассказов. Цель данной работы заключается в формировании коммуникативных, личностных, метапредметных УУД. Так как помимо того, что ученик пишет собственный рассказ на заданную тему, он ее еще оформляет и прикладывает рисунок. В конце сесестра работы собираются в одну книгу, которой ученик даетсобственное название.
Воробьева Дания
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 13:27

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение ЛИЛИЯ ТУР » 04 окт 2013, 10:46

Добрый день, уважаемые коллеги!
Пользуясь такой прекрасной возможностью хочу поздравить всех с наступающим Днем учителя!
Желаю всем здоровья, личного счастья, творческих успехов, хороших, знающих подопечных и условий для самореализации.
ЛИЛИЯ ТУР
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 16:48

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение климентьева ирина » 04 окт 2013, 12:02

Здравствуйте, коллеги.
Мой педагогический опыт не такой уж большой. А вернее, очень маленький. В этом году я пришла в школу и сразу, как говорится, попала на ФГОС. Что могу сказать о УУД? Как я вообще это понимаю? Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика.
Вместе с тем этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее. В своей практике я применяю задания, которые имеют несколько правильных решений. Например: какое слово лишнее? ( правильных решений несколько, это зависит от того на какой грамматический признак опираются ребята). Это учит детей сравнивать , анализировать, рассуждать, доказывать, рассматривать разные точки зрения.
А вот, например, сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
Уроки русского языка способствуют формированию таких коммуникативных УУД, как умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Эти умения формируются при создании различных типов текстов: повествования, описания и рассуждения, и при написании различных видов изложения: по отношению к объекту исходного текста - подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное. Овладению данных коммуникативных умений способствуют такие виды заданий, как творческое списывание, списывание с изменением текста, свободный диктант, творческий диктант.
Большое значение имеет организация отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий, например, разбор слова или предложения показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Такие формы работы тесно связаны с регулятивными универсальными учебными действиями.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. На уроках русского языка формируется такое регулятивное действия, как контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Этому способствуют такие задания, как «письмо по памяти», зрительный диктант и другие.
Вообще,заданий подобного типа очень много. Но не нужно использовать один и тот же метод слишком часто. Традиционные методы обучения, которые уже себя зарекомендовали, всё же должны использоваться и на уроках новых программ. Что касается, системы оценивания УУД, то очень трудно говорить о конкретной методике. Вряд ли когда-нибудь появится четкая и стройная система оценивания личностных качеств, ценностно-смыслового развития учащихся. Компетентный и внимательный учитель сможет оценить результаты своей работы путем наблюдения за успехами и неудачами своих учеников, анализа его работы, сочинений, где раскрывается позиция и взгляд учащихся и так далее. Так же оценить универсальные умения и навыки ребенка можно через рассмотрение его работы на других уроках (литературе,математике, истории и прочих), ведь они одинаковы для практически всех учебных предметов.
климентьева ирина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 10:39

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Рина Саниева » 04 окт 2013, 13:34

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотелось бы тоже поделиться с вами своими мыслями об универсальных учебных действиях.
Мы вступили с вами в эпоху, когда миром стали править информационные технологии. Как нам известно, каждая эпоха воспитывала определенную, ей необходимую личность. Так, например, эпоха сентиментализма проявляла всесторонний интерес к человеческим чувствам и обостренно эмоциональное отношение к окружающему миру. На первое место ставили воспитание чувствительности во всех людях.
Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В этой связи перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и навыков обучающихся. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Для развития у обучающихся УУД, я часто использую следующие типы заданий.
1. Познавательные УУД.
Подобрать к данным словам синонимы, из первых букв которых образуется название известной басни И.А. Крылова: судно, солдат, деятельный (человек), выращивать (цветы), полный, один, способный.

Образовать от данных существительных прилагательные, записать их и подчеркнуть непроизносимые согласные: доблесть, чудеса, небеса, счастье, ненастье, ярость, ужас.

2. Регулятивные УУД.
Письмо по памяти с последующей взаимопроверкой:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
(В. Лебедев-Кумач)

Подготовка проектной работы по теме "Как происходили фразеологизмы".
3. Коммуникативные УУД.
Прочитайте и определите, кто из мальчиков говорит правильно. Доказать свою мысль.
- Надевай пальто: на улице холодно,- сказал Сережа.
- Одевай пальто: на улице холодно, - сказал Миша.

Написать небольшой рассказ на тему "Осень", употребляя в нем приведенные ниже слова и словосочетания: ковер, мелкий дождь, листопад, золотой, ярко-красный, перелетные птицы.
Рина Саниева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 10:20

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение Гульнара К » 04 окт 2013, 14:31

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно мы столкнулись с таким понятием как ФГОС. Хотелось бы высказать свою точку зрения по данной теме.
Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
На уроках русского языка можно предложить своим ученикам поработать в парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок ( пунктуационные, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Необходимо привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в дальнейшей жизни. Ставить перед детьми проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.
Учитывать в работе с детьми взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.

Хорошо использовать групповую работу на уроках для формирования коммуникативных УУД:
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
Гульнара К
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 19:31

Re: Система заданий по формированию УУД ...

Сообщение миляушка » 04 окт 2013, 16:17

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой взгляд, нужен сегодняшнему ученику. В процессе систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.
Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?
А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.
- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)
- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.
миляушка
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 16:14

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron