Пысина Людмила » 25 сен 2013, 11:42
В современное образование прочно входят ФГОС 2-го поколения. Наиболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов.
В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это значит, что процесс учения – не только усвоение знаний, но и процесс развития личности, духовно-нравственной, социально адаптированной. Поэтому приоритетом образования в условиях реализации ФГОС 2-го поколения становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями). Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно - деятельностный подход (СДП), основной результат которого – развитие личности на основе учебной деятельности. А основная педагогическая задача – создание и организация условий, организующих действие обучаемых. Вопросы, чему учить, для чего учить, как учить, ведут за собой обновление содержания, ценностей образования (мотивы), средств обучения. Поэтому меняются требования соответственно к условиям осуществления образовательного процесса. Следовательно, системно - деятельностный подход обеспечивает системное включение обучаемых в процесс самостоятельного построения им нового знания.
На наш взгляд, процесс обучения - всегда обучение деятельности (обучать деятельности – делать обучение мотивированным, учить школьника самостоятельно ставить цель, находить пути, средства её достижения, помогать обучающимся сформировать умения контроля, самоконтроля, оценки, самооценки). Процесс учения должен быть творческим. Совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся под руководством учителя для качественного достижения новых результатов образования, включающая в себя мотивацию к учебной деятельности; актуализацию знаний; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление во внешней речи; самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь); включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексия (итог) урока.
В качестве примера можно привести фрагменты урока литературы в 9 классе по рассказу В.Г.Распутина «Век живи – век люби». Тема урока была сформулирована самими детьми после определения основных задач и постановки проблемы. Это урок усвоения нового материала. Основные принципы урока: целеполагание (система целей учителя и ученика), бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность, комфортность, целесообразность, разумность, уместность. Эпиграфом к уроку были выбраны слова Ф. М. Достоевского и Б. Шоу: «Из подростков создаются поколения», «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Задание для групповой работы (для самостоятельных выводов обучающихся)
1 группа. Каков смысл названия рассказа?
2 группа. Какие проблемы затрагивает автор в своем рассказе?
3 группа. Какие этические нормы и нравственные принципы необходимы человеку, чтобы оставаться человеком?
Главная тема произведения Валентина Распутина- столкновение нравственных ценно-стей человеческой жизни с внутренней агрессией, уничтожением доброго уклада и разруше-нием души человека.
Проблема ответственности человека за свои поступки и мысли.
Проблема сложности человеческих взаимоотношений: нравственная ответственность человека перед другими людьми, равнодушие к судьбе другого человека, гуманное отноше-ние к окружающим людям.
Боль за человека становится особенно острой. «Испытания даны были не для того, что-бы приходить в отчаяние», - считает В.Распутин. И есть надежда на то, что человек не поте-ряет себя в круговерти нынешней нелегкой жизни и останется человеком...
Обратимся к словам, ставшим своего рода эпиграфом нашего урока. Принадлежат они известному английскому драматургу Бернарду Шоу. Что вам открылось в этих словах? Вот для того, чтобы научиться жить по-человечески, мы и обратились сегодня на уроке к расска-зу В.Г. Распутина «Век живи – век люби. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если мы научимся творить добро, научимся сопереживать писателю и его героям. как говорит сам писатель, «чтение - это работа»... Читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, «чувствовать прилив крови от движения».
Введение/открытие новых знаний (постановка проблемы, поиск решения) - суть проблемного урока – «творческое усвоение знаний». И первым звеном творчества является постановка проблемы. По образному выражению академика Струмилина, проблема подобна загадочному Сфинксу. Следовательно, второе творческое звено – поиск решения.
Гипотез много, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Поэтому третье звено творческого процесса – выражение решения. Творческий процесс завершается реализацией материального продукта (открытие знания в доступной для ученика форме).
Выход на учебную проблему как тему урока помогает осуществить использование диалогов: побуждающего и подводящего. С чем связан побуждающий диалог? Осознание противоречия. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Промежуточные выводы. Обобщение наблюдения. Общие выводы при использовании технологии сотрудничества.
Следовательно, системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.