климентьева ирина » 04 окт 2013, 12:02
Здравствуйте, коллеги.
Мой педагогический опыт не такой уж большой. А вернее, очень маленький. В этом году я пришла в школу и сразу, как говорится, попала на ФГОС. Что могу сказать о УУД? Как я вообще это понимаю? Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика.
Вместе с тем этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования познавательных логических действий: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков. Этому способствуют в первую очередь разные виды разборов: фонетический, слоговой, семантический, словообразовательный и морфемный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки. Эти же УУД формируется через задания на выделение так называемого «лишнего слова». Дети, определяя существенные признаки, выделяют из нескольких слов слово этими признаками не обладающее. В своей практике я применяю задания, которые имеют несколько правильных решений. Например: какое слово лишнее? ( правильных решений несколько, это зависит от того на какой грамматический признак опираются ребята). Это учит детей сравнивать , анализировать, рассуждать, доказывать, рассматривать разные точки зрения.
А вот, например, сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, правильное употребление слова, постановка ударения требует поиска необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
Уроки русского языка способствуют формированию таких коммуникативных УУД, как умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Эти умения формируются при создании различных типов текстов: повествования, описания и рассуждения, и при написании различных видов изложения: по отношению к объекту исходного текста - подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста - полное и выборочное. Овладению данных коммуникативных умений способствуют такие виды заданий, как творческое списывание, списывание с изменением текста, свободный диктант, творческий диктант.
Большое значение имеет организация отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий, например, разбор слова или предложения показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно. В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Такие формы работы тесно связаны с регулятивными универсальными учебными действиями.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. На уроках русского языка формируется такое регулятивное действия, как контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Этому способствуют такие задания, как «письмо по памяти», зрительный диктант и другие.
Вообще,заданий подобного типа очень много. Но не нужно использовать один и тот же метод слишком часто. Традиционные методы обучения, которые уже себя зарекомендовали, всё же должны использоваться и на уроках новых программ. Что касается, системы оценивания УУД, то очень трудно говорить о конкретной методике. Вряд ли когда-нибудь появится четкая и стройная система оценивания личностных качеств, ценностно-смыслового развития учащихся. Компетентный и внимательный учитель сможет оценить результаты своей работы путем наблюдения за успехами и неудачами своих учеников, анализа его работы, сочинений, где раскрывается позиция и взгляд учащихся и так далее. Так же оценить универсальные умения и навыки ребенка можно через рассмотрение его работы на других уроках (литературе,математике, истории и прочих), ведь они одинаковы для практически всех учебных предметов.