Традиционная цель исторического образования - усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Учитель, работающий только по традиционной системе, в настоящее время теряет связь с жизнью, надежду на перспективу в будущем. Традиционные наработки, методические приёмы сохраняются, но какие же произошли «наращения» в современном уроке, чем он обогатился, какие новые задачи решает современный урок и каков современный механизм решения новых задач современного исторического образования? Необходимо искать нетрадиционные методы преподавания истории и обществознания, которые позволят: изучать большой объём материала, подготовить учащихся к ЕГЭ; обучать школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение; развивать умения критически анализировать документы, формулировать свое суждение о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах, рассуждать об историографии вопроса; побуждать познавательную активность и вовлекать учащихся в различные виды деятельности.
Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому и главное предназначение учителя сегодня - воспитание граждан России. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению. Современный учитель должен: демонстрировать универсальные и предметные способы действий, инициировать пробные действия учащихся, консультировать и корректировать школьников и искать способы включения в работу каждого ученика; уметь осуществлять тематическое планирование учебного процесса на основе планируемых результатов образования, проектировать конкретные учебные ситуации, организовывать работу учащихся в группах и парах, в мобильных группах; обеспечивать индивидуальную поддержку обучающихся, организовывать их проектную деятельность. В соответствии с введением ФГОС происходит посте-пенный отход от классно-урочной системы в школе. Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Важным моментом деятельности учителя является владение современной оценочной деятельностью.
Педагоги переходят к использованию современных образовательных технологий (развивающая технология обучения, исследовательская и проектная, кейс-технология, модульная, технология критического мышления и другие), интерактивные методы и приемы организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания.
Учитель истории Хазиева Фируза.