Миргалиева Г.Р. писал(а):Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений, сокровищницей всех знаний, "... лучшим, никогда не увядающим и вечно вновь распускающимся цветком всей духовной жизни народа". В нем отражается вся история народа, его нравственные и эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и надежды.
В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. Язык - явление историческое, способное к бесконечному развитию - К.Д. Ушинский подчеркивал исключительное образовательное и воспитательное значение языка, называя его величайшим народным наставником. В нем наиболее полно сохранились народная мудрость, многовековым общественный опыт. Отражая в представлениях и понятиях природу страны, историю народа, всю вообще объективную действительность, язык о помощью своих форм передает учащимся большое количество реальных знаний. Осваивая его неисчерпаемые богатства, дети приобщаются к подлинной жизни народа.
Язык для К.Д. Ушинского, как и для нас сейчас, - могучее средство развития индивидуума. С его помощью ребенок добывает знания, развивает мышление, общается с людьми. Наряду о трудовой деятельностью и другими факторами воспитания он способствует развитию умственных сил ребенка, формирует личность.
Познать океан через наблюдение и изучение жизни морских животных и растений в аквариуме или даже океанариуме невозможно. Так же возможно ли познать язык во всем его разнообразии, богатстве, значениях и значительности, эмоционально-экспрессивном и стилистическом возможностях, гибкости в функциональных проявлениях и т.д. только в рамках урочной деятельности, в рамках часов, отведенных программой? Где нужно и осваивать лексику, и изучать грамматику, и анализировать произведения... Ведь язык, в первую очередь, является отражением окружающей действительности, наших чувств, продукта мыслительной деятельности - абстрактных понятий, служит для общения, передачи личного и общественного опыта... (см. цитату). Однако, сможет ли ученик в полной мере освоить язык, опять же, в рамках только программного материала? Для познания языка, я, например, прихожу к выводу, по крайней мере, нужен личный практический и эмоциональный опыт.
Ат егә белмәгән - ҡамыт-дуғаны белмәҫ. Салғы тотмаған - бесән сабыуҙы аңламаҫ. Ҡолағында ел һыҙғыртып атта елмәгән малайҙың, бәйге һүҙен ишеткәндә (йә уҡығанда) тәндәре земберзәп китмәҫ, йөрәге дарҫлап типмәҫ тә, тамағы кипмәҫ. Уның өсөн ат бары дүрт аяҡлы ябай бер хайуан ғына булып ҡалыр. Ярата белмәгән - һөйөү, мөхәббәт һүҙҙәрен бар мәғәнәһендә төшөнмәҫ. Бала сағында сихри һәм мөғжизәле легендалар, риүәйәттәр, әкиәттәр донъяһында йөҙмәгән бала йыһандар иңләр хыял дингеҙендә лә гиҙә алмай шул. Йырҙы йә шиғырҙы аңлау өсөн кисерештәрҙең дә ауаздашлығы кәрәктер.
Поэтому, на мой взгляд, обучение обязано быть воспитательно направленным, подбор учебного материала как на уроках так и внеурочной деятельности должен учитывать психо-физиологические и индивидуальные особенности ребенка, сам материал эмоционально и практически насыщенным, а формы разнообразными и интересными.