"Главной задачей педагогической деятельности является создание условий для максимального развития творческих и нравственных способностей учащихся и выявление факторов, оптимально влияющих на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей. Современное развитие человеческой цивилизации во многом зависит от способности общества воспроизводить умственный и воспитательный потенциал нации, продвигающий развитие науки, техники, культуры. В то же время установка на массовое образование вступает в противоречие с данной тенденцией, поскольку воспитание и развитие современных учащихся требует специальных методик их диагностики обучения и воспитания.
Наша цель, как и общества в целом, - создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям - Человек, Семья, Отечество, Культура.
Специалисты сферы воспитания, с надеждой отмечают современные изменения в государственной политике в отношении сферы воспитания: в Федеральных стандартах второго поколения выделено отдельное направление «внеурочная деятельность», на реализацию которого в учебном плане заложены 10 часов еженедельно. Это методическое обеспечение, а также методологическое обеспечение, такое, как: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности», позволит полноценно реализовывать воспитательный процесс в ОУ.
В Республике Башкортостан воспитание рассматривается как органичная составляющая педагогической деятельности, интегрированная в общий процесс обучения и развития. Это подтверждается содержанием и ходом реализации Президентской программы «Дети Республики Башкортостан». На формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности, культуры, патриотизма направлена Президентская программа «Формирование гражданина нового Башкортостана», Республиканская программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Республиканская программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в ОУ.
Цель инновационной деятельности в РБ - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития образовательных систем по формированию духовной личности в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека - гражданина - семьянина - родителя - специалиста-профессионала. Большая ответственность и большой объем работы по обеспечению этого процесса ложится на педагога, который сам в течение жизни должен творчески расти и повышать свою квалификацию.
Важным критерием такого процесса повышения квалификации становится готовность обучающегося к выполнению профессиональных и жизненных задач уровня сложности, определенного самим обучающимся, достаточным для практической реализации теоретических предпосылок в условиях работы современной школы, особенно как школы инновационной, профильной. То есть одним из важнейших умений является владение навыками педагогического проектирования, технологическая компетентность педагога." (Ижбулатова Эльвира Альбертовна, зав. кафедрой педагогики ИРО РБ, к.п.н., доцент. "Основные направления проектирования воспитательной работы в РБ")
В настоящее время ИРО РБ, кафедра педагогики ИРО РБ практически является экспертной службой по управлению инновационными процессами, фильтруя и поддерживая наиболее интересные результаты педагогического творчества. Не случайно кафедра педагогики в обязательном порядке участвует в обеспечении научно-методического сопровождения всех федеральных экспериментов, проводимых в Республике Башкортостан, конкурсов педагогического мастерства, школьных олимпиад и других проектов.
В 2007-2008 учебном году кафедрой педагогики ИРО РБ разработано первое Положение о Конкурсе тематических воспитательных программ, организован и проведен сам Конкурс. Это стало началом систематического процесса обобщения и распространения передового опыта в воспитательной сфере РБ. Результаты этого процесса нашли свое отражение во Втором республиканском конкурсе тематических воспитательных программ, организованном и проведенном в 2009-2010 учебном году.
Анализ практической деятельности классных руководителей и педагогов, занимающихся воспитанием в ОУ РБ, особенно - представленных ими авторских тематических воспитательных программ, показывает, что педагоги РБ рассматривают воспитание прежде всего как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе с классом в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию в нем положительного психологического климата, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений, работе с семьей, формированию ЗОЖ.
Этот бесценный опыт предлагается в пособии "Основные направления проектирования воспитательной работы в РБ: Методические рекомендации/ Под ред. Э.А.Ижбулатовой, В.А.Сапожниковой, А.М.Кузьминой.-Уфа: Издательство ИРО РБ, 2010". Здесь представлены авторские тематические программы, занявшие первое место во Втором республиканском конкурсе тематических воспитательных программ и утвержденные Программно-экспертным советом ИРО РБ (Протокол № 7 от 01.06. 2010). Эти программы могут быть использованы при организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС второго поколения.
Спасибо за помощь в работе.
Хазиева Фируза.