Узбекова Л.В. писал(а):Людмила Богданова писал(а):Одним из путей гражданского и патриотического воспитания в дополнительном образовании является организация исследовательской деятельности. Мотивом для ее организации может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный рассказ, иногда отдельная фраза, знаменательные памятные даты, семейные альбомы, архивы.
Здраствуйте, Людмила Богданова! Все Ваши сообщения актуальны, но хотелось бы услышать конкретные примеры из Вашего педагогического опыта
Здравствуйте, Людмила Богданова и Узбекова Л.В.! Хотела бы поделиться своим педагогическим опытом по теме гражданско-патриотического воспитания. Для меня эта тема очень актуальна, т.к. являюсь учителем истории. Учреждение, в котором я преподавала, являлась школой интернатного типа. Контингент воспитанников составляют дети из неблагополучных, неполных, малообеспеченных, многодетных семей. Особенностью является наличие кадетских классов. В настоящее время государство большое значение уделяет патриотизму граждан. Принимая во внимание наличие профильного образования, существенное внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию как составной части патриотического воспитания, которое направлено на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Позиция государства в этом вопросе нашла отражение в Федеральном законе «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Настоящий Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан как важного элемента государственной политики, устанавливает правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Образовательное учреждение является одним из институтов в совокупной системе патриотического воспитания как база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности.
На уроках истории происходит процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России. Знание истории (своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. Ребенок должен знать, что он хранитель памяти своих предков и должен передать её потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.
Важную роль играет конкретное историческое событие, на основе которого можно организовать различные формы учебно-воспитательной деятельности. Например, блокада Ленинграда - явление, в котором множество факторов объединились и оказали влияние на каждого человека. Есть что-то общее, что связывает детей блокадного Ленинграда и наших воспитанников. Это выражается в том, что многие из них сироты, другие из многодетных семей, зачастую их семьи не могут обеспечить нормальные условия жизни своих детей. Наши воспитанники знают цену и вкус хлеба, не избалованы вниманием и любовью.
Был проведен урок-мужества, посвященный Блокаде Ленинграда. Для этого организована исследовательская деятельность. Воспитанникам было дано задание подготовить сообщения, рефераты, презентации, выпустить газету. Ребята собирали информацию в библиотеках и на интернет ресурсах. Мы с воспитанниками совершили экскурсию в историко- краеведческий музей для просмотра экспозиций, посвященных ВОв. Был организован просмотр документального фильма «Неизвестная война. Блокада Ленинграда.» Фильм произвел на детей неизгладимые впечатления. Итогом было написание сочинения «Мы чтим и помним вас, герои Ленинграда!», «900 дней блокады» и др.
Также проводились другие формы работы по гражданско- патриотическому воспитанию: посещение Башгосфилармонии для просмотра литературно-исторических уроков, участие в школьном и городском этапе научно-практической конференции, принятие участия в конкурсах «Пою мое Отечество», принятие присяги, участие в военно- патриотических играх, проведение тематических линеек, экскурсии в музеи столицы, походы и летний лагерь за городом, участие в параде на 9 мая, субботники (трудовые акции) и т.д.