admin писал(а):То, что детей нужно своевременно воспитывать (поддерживать) и создавать максимально благоприятные условия для их развития, сейчас уже не подлежит обсуждению. Но кто этим должен заниматься: семья, школа или система дополнительного образования детей (УДОД)? С чего должно все начинаться? Как это должно происходить в условиях внедрения ФГОС? Как создать индивидуальную образовательную траекторию ребенка в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей? Как педагогу выстроить взаимодействие с ребенком, его родителями и системой УДОД, как научить ладить детей между собой? Как избежать физических и психологических перегрузок и сохранить здоровье ребенка? Что нужно знать и уметь делать педагогу при работе с современным обучающимся? Как должна выстраиваться система методической работы с педагогом?
Уважаемые коллеги! Давайте постараемся найти ответы хоть на часть этих насущных вопросов
Для понимания места дополнительного образования детей в современной системе общего образования необходимо воспроизвести его реальное пространство и статус; оценить его особую роль в общем-образовании детей; показать существующие и возможные виды соорганизации дополнительного образования детей в системе общего образования. Предваряя непосредственное рассмотрение выделенных аспектов, определим исходные положения, имеющие принципиальное значение для выражения нашей позиции.
В определении системы наиболее существенным является указание на ее
целостность.
Целостность, устойчивость и органичность социальных систем обуславливает открытость, взаимодействие и обмен со средой.
Содержание системы не сводится только к совокупности элементов, частей и пр. Главное значение имеют такие компоненты, как отношения, связи,
процессы, тенденции развития и их взаимодействие, образующее интегративные качества.
В управлении ведущее значение принадлежит таким свойствам систем,
как саморгантация, саморазвитие и целенаправленность.
Саморазвитие социальной системы - единственный способ сохранения
своей целостности в постоянно изменяющейся окружающей среде.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», государственная система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов;
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и
организаций (207, гл. II, ст. 8).
Главным звеном в системе образования выделяются государственные образовательные стандарты как гаранты системности и управляемости. Именно в этом пункте заложены основные проблемы утверждения и дальнейшего развития учреждений и программ дополнительного образования детей в системе государственного образования.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).
Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:
– не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;
– нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности. (Как сказали мои коллеги в одном из регионов, «вместо того, чтобы открыть ребенку для свободного выбора дверь, ему открывают только форточку»);
– отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;
– имеют место перегрузки детей;
– реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;
– «местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия УДО;
– взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;
– организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;
– не определены условия финансирования внеурочной деятельности.
При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:
– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;
– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;
– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;
– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;
– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);