КИЕ » 03 окт 2013, 16:15
[quote="Светлана Юрьевна" писала]Принято считать, что психологическое сопровождение образовательного процесса проходит в основном в рамках диагностической и аналитической работы. Безусловно, это одно из важнейших и трудоемких направлений деятельности психолога, которое помогает осуществлять прогнозирование, координировать профилактическую работу, следить за развитием, выявлять недостатки или отсутствие развития той или иной школьной структуры. Но не менее важной представляется работа с каждым отдельным человеком, малой группой, обратившейся за помощью, консультацией или поддержкой к психологу. В связи с этим, хотелось бы поделиться некоторыми практическими наработками, которые подтвердили свою эффективность за многолетний период использования арт-терапевтических технологий в работе.
Креативная терапия – это терапия творчеством. Объединяет современные методы и техники арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, телесно-ориентированой терапии и других творческих методов, связанных с активизацией в человеке созидающего начала, естественных методов коррекции и гармонизации личности. Творческая деятельность в данном случае подразумевает не создание художественного шедевра, а процесс сотворения ребенком своими руками чего-то нового для него, радость открытия, познания простых вещей, естественного самовыражения. Творческая деятельность вызывает у ребенка только положительную реакцию, способствует гармонизации эмоционального и поведенческого уровней, развивает адекватную самооценку.
Арт-терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятии человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самореализации и гармонизации.
Обращаясь к мнению опытного арт-терапевта, кандидата психологических наук А.И. Копытина, следует отметить наиболее значимые достоинства креативной терапии.
•
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
•
Креативная терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний.
•
Арт-терапия является средством сближения людей (в совместной творческой деятельности). Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов.
•
Креативная терапия является средством свободного самовыражения и самопознания; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
•
Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояний, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
• Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции.
• Креативная терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. «Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждении им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире».
Теоретической обоснованием для использования средств арт-терапии являются работы российских и белорусских психологов, арт-терапевтов: А.И.Копытина, Л.Д.Лебедевой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова, Н.А. Сакович. Описанные данными авторами позитивные феномены воздействия творческой деятельности, в частности арт-терапевтических занятий, такие как: индивидуальная самореализация, создание положительного эмоционального настроя, повышение адаптационных способностей человека, содействие творческому самовыражению, самопознанию, рефлексивное и релаксационное воздействие и многие другие, стимулировали к поиску и использованию новых креативных средств и методов в работе с учащимися.
В работе с детьми я использую следующие направления креативной терапии:
• Сказкотерапия
• Изобразительная деятельность (непосредственно арт-терапия)[/quote]
В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия.
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; это символический банк жизненных ситуаций; это процесс объективации проблемных ситуаций; это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием воспитывающего, развивающего, психодиагностического, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознается в широких кругах психологов. Особое значение сказка имеет в дошкольном возрасте, так как ребенок в это время проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий. Сказкотерапия позволяет решать практически любые психологические проблемы детей (агрессия, тревожность, застенчивость, неуверенность).
Использование сказки в практической работе психолога может быть реализовано двумя путями:
1. Применение готовых терапевтических и коррекционных сказок, опубликованных в специальных пособиях и сборниках;
2. Составление психологами собственных сказок для конкретного ребенка с его индивидуальной проблемой
Сказка может помочь решить следующие задачи в социально-психологической и педагогической деятельности:
1. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи эмоционально включён в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.
2. Идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность проигрывания многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д.
3. Сказки разговаривают с ребёнком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Они не только «дают ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях», но и предлагают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, т.е. позволяют ребёнку «видеть» новые ролевые позиции, новые способы действия.
4. В осознании нуждаются не только этические нормы, но и собственно чувства. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребёнка в мир переживаний, с другой стороны - сохраняет способность видеть происходящее «извне».
Современные практические подходы применяют сказку как психодиагностическую технику, Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он готов говорить откровенно. Психолог может столкнуться как с сознательной ложью, так и с неосознанным вытеснением и введением в заблуждение. С целью преодоления этих трудностей успешно используются проективные приемы и методики, в том числе техника рассказывания сказок, историй.
На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии.
Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ-сказку, притчу, миф в своей работе. Именно широкий спектр профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным воздействием, в другом - просто одной из многих техник, а в третьем терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что также неплохо и немало. Специалисты нашего центра в совершенстве владеют искусством сказкотерапии и помогают ребёнку справиться со всеми трудностями на его пути.