"Психологическое сопровождение образовательной среды...

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Шипаева Татьяна » 03 окт 2013, 15:40

Работая в школе, теперь начала больше думать о том, что психологическое сопровождение необходимо не только детям, но и их родителям. и сама тоже не отказалась бы от психолога. Научили бы нас психологи как эмоционально разгружаться.
Шипаева Татьяна
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 02 окт 2013, 06:20

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение КИЕ » 03 окт 2013, 16:15

[quote="Светлана Юрьевна" писала]Принято считать, что психологическое сопровождение образовательного процесса проходит в основном в рамках диагностической и аналитической работы. Безусловно, это одно из важнейших и трудоемких направлений деятельности психолога, которое помогает осуществлять прогнозирование, координировать профилактическую работу, следить за развитием, выявлять недостатки или отсутствие развития той или иной школьной структуры. Но не менее важной представляется работа с каждым отдельным человеком, малой группой, обратившейся за помощью, консультацией или поддержкой к психологу. В связи с этим, хотелось бы поделиться некоторыми практическими наработками, которые подтвердили свою эффективность за многолетний период использования арт-терапевтических технологий в работе.

Креативная терапия – это терапия творчеством. Объединяет современные методы и техники арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, телесно-ориентированой терапии и других творческих методов, связанных с активизацией в человеке созидающего начала, естественных методов коррекции и гармонизации личности. Творческая деятельность в данном случае подразумевает не создание художественного шедевра, а процесс сотворения ребенком своими руками чего-то нового для него, радость открытия, познания простых вещей, естественного самовыражения. Творческая деятельность вызывает у ребенка только положительную реакцию, способствует гармонизации эмоционального и поведенческого уровней, развивает адекватную самооценку.

Арт-терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятии человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самореализации и гармонизации.

Обращаясь к мнению опытного арт-терапевта, кандидата психологических наук А.И. Копытина, следует отметить наиболее значимые достоинства креативной терапии.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Креативная терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний.

Арт-терапия является средством сближения людей (в совместной творческой деятельности). Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов.

Креативная терапия является средством свободного самовыражения и самопознания; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояний, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
• Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции.
• Креативная терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. «Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждении им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире».

Теоретической обоснованием для использования средств арт-терапии являются работы российских и белорусских психологов, арт-терапевтов: А.И.Копытина, Л.Д.Лебедевой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова, Н.А. Сакович. Описанные данными авторами позитивные феномены воздействия творческой деятельности, в частности арт-терапевтических занятий, такие как: индивидуальная самореализация, создание положительного эмоционального настроя, повышение адаптационных способностей человека, содействие творческому самовыражению, самопознанию, рефлексивное и релаксационное воздействие и многие другие, стимулировали к поиску и использованию новых креативных средств и методов в работе с учащимися.

В работе с детьми я использую следующие направления креативной терапии:
• Сказкотерапия
• Изобразительная деятельность (непосредственно арт-терапия)[/quote]

В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия.
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; это символический банк жизненных ситуаций; это процесс объективации проблемных ситуаций; это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием воспитывающего, развивающего, психодиагностического, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознается в широких кругах психологов. Особое значение сказка имеет в дошкольном возрасте, так как ребенок в это время проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий. Сказкотерапия позволяет решать практически любые психологические проблемы детей (агрессия, тревожность, застенчивость, неуверенность).
Использование сказки в практической работе психолога может быть реализовано двумя путями:
1. Применение готовых терапевтических и коррекционных сказок, опубликованных в специальных пособиях и сборниках;
2. Составление психологами собственных сказок для конкретного ребенка с его индивидуальной проблемой
Сказка может помочь решить следующие задачи в социально-психологической и педагогической деятельности:
1. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи эмоционально включён в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.
2. Идентифицируясь с героями литературного произведения, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность проигрывания многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д.
3. Сказки разговаривают с ребёнком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Они не только «дают ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях», но и предлагают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, т.е. позволяют ребёнку «видеть» новые ролевые позиции, новые способы действия.
4. В осознании нуждаются не только этические нормы, но и собственно чувства. Сказка, с одной стороны, вовлекает ребёнка в мир переживаний, с другой стороны - сохраняет способность видеть происходящее «извне».
Современные практические подходы применяют сказку как психодиагностическую технику, Успешность коррекционной работы с семьей во многом зависит от того, насколько психологу удалось понять суть семейных проблем. Основными методами диагностики при этом являются методы беседы и метод включенного наблюдения. Однако функционирование психологических защит человека приводит к тому, что далеко не обо всех своих проблемах он готов говорить откровенно. Психолог может столкнуться как с сознательной ложью, так и с неосознанным вытеснением и введением в заблуждение. С целью преодоления этих трудностей успешно используются проективные приемы и методики, в том числе техника рассказывания сказок, историй.
На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи, работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациенту достичь внутренней гармонии.
Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ-сказку, притчу, миф в своей работе. Именно широкий спектр профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным воздействием, в другом - просто одной из многих техник, а в третьем терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что также неплохо и немало. Специалисты нашего центра в совершенстве владеют искусством сказкотерапии и помогают ребёнку справиться со всеми трудностями на его пути.
КИЕ
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 10:07

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение КИЕ » 03 окт 2013, 16:34

Школа сегодня — серьезный психогенный фактор. Одним из направлений работы педагога-психолога является психопрофилактика эмоционального напряжения (стрессов, срывов) у педагогов, учащихся и родителей. Работа ведется с участниками образовательного процесса параллельно, делается лишь акцент на социально-возрастные особенности группы. Педагог-психолог помогает педагогам, учащимся и родителям определять и использовать свои возможности предотвращать эмоциональные стрессы.

Работа ведется в трех направлениях:
1. Методическая работа с педагогическим коллективом.
Назначение: осознание причин эмоционального и профессионального сгорания учителя, его влияние на качество образовательного процесса, освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
2. Активное взаимодействие с учащимися.
Назначение: формирование ответственности за свое психологическое здоровье и освоение способов психопрофилактики эмоционального напряжения.
3. Психолого-педагогический всеобуч родителей.
Назначение: осмысление важности создания здоровьесберегающих условий в семье для предотвращения эмоциональных срывов у детей.
Содержание работы было основано на факторах, выделенных в проблематике эмоционального сгорания (для детей — эмоционального напряжения):
а) причины, вызывающие эмоциональное сгорание (повышение эмоционального напряжения);
б) внешнее проявление;
в) способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности через творчество;
г) организация здоровьесберегающего досуга.
Формы работы в зависимости от категории (педагоги, учащиеся или родители) несколько различаются.
Для педагогов - информационное сообщение с практикумом и самодиагностикой.
Для учащихся — игровой тренинг или деловая игра, в результате которой обобщаются знания той или иной темы, самостоятельно обосновываются предлагаемые пути разрешения проблемы (старшеклассникам преподается курс психологии), осваиваются новые способы выхода или профилактики состояния эмоционального напряжения.
Для родителей — лекция с элементами практикума и самодиагностики, с практическими рекомендациями, составленными на основе психологической и публицистической литературы с учетом фактического материала диагностики старшеклассников.
В практической части ведется освоение всеми группами экспресс методов снятия эмоционального напряжения, дыхательных техник, творческих приемов, способов организации досуга, снимающих напряжение, активизирующих физическое состояние и работоспособность. Задачи педагога-психолога — не только теоретически обосновать значимость того или иного критерия, но и подвести к осознанию своей ответственности за психологическую составляющую своего здоровья и здоровья других, тех, с кем в данный момент он находится в отношениях, хотя бы в рамках все той же триады: педагоги, учащиеся, родители.
Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние — это большое благо, это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию. Таким образом, содействуя психологической профилактике эмоционального напряжения и профессионального сгорания, педагог-психолог содействует развитию личности и учащихся, и педагогов, и родителей, что особенно важно сейчас в рамках инновационной образовательной среды.
КИЕ
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 10:07

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение gulia » 03 окт 2013, 16:55

Ишмаева Эльмира » сказала

"...Профессия педагога-психолога для меня - дело, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы, возможность самореализоваться и позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю - детей. Стараюсь их учить добру, уважению друг к другу, честности... Помогаю "гадкому утенку" стать "лебедем", найти свое своё место в этом огромном мире!
Психологическое сопровождение образовательной среды - это важнейший аспект учебно-воспитательного процесса. Ведь так важно вовремя увидеть, поддержать , оказать помощь..."
Нельзя не согласиться с высказыванием коллеги. Работа педагога-психолога в школе и вправду очень нужная и значимая. Психолог помогает, сопровождает всех участников образовательного процесса и дело это нелегкое! Думаю, со мной согласятся коллеги-психологи из ОУ:)
gulia
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 26 сен 2013, 14:45

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение gulia » 03 окт 2013, 17:05

Работаю педагогом-психологом одна в школе, поэтому беру все возрастные категории. В том числе и дошкольников во время подготовительных курсов. Ребята приходят очень подвижные, эмоционально незрелые. Недостаточно сформированная эмоционально-волевая готовность мешает им в работе, трудности возникают и у детей, которые не посещали ДОУ. Неумение работать в группе, в малом коллективе приносит всем и детям и педагогам много трудностей. Думаю попробовать организовать коррекционно- развивающую работу с СДВГ среди дошкольников (растет обращаемость среди родителей). Думаю такая работа подготовит проблемных ребят к школе и поможет родителям в процессе воспитания их детей.
gulia
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 26 сен 2013, 14:45

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение gulia » 03 окт 2013, 17:17

Коллеги. Поделитесь пожалуйста опытом в плане работы с профилактикой эмоционального выгорания, даже скорее всего эмоциональной перегруженностью. Как снять с себя груз ежедневных нагрузок, раздражения, усталости (для небольшого курса занятий с педагогами во время осенних каникул). Подскажите где можно найти методику(технику "лестница" с приемами визуализации). Может еще что подскажете? Этот учебный год стал особенно трудным для большинства педагогов. Возросли , еще более, требования к составлению рабочих программ, календарно-тематического планирования, всевозможные планы, отчеты, доп. поручения.... Многие педагоги уже сейчас чувствуют пред отпускную усталость, кот. бывает в конце учебного года. Обычно хорошо отзываются педагоги на техники с применением визуализации. Может у кого в копилке есть своя подборка, отработанная на практике. Спасибо:)
gulia
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 26 сен 2013, 14:45

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение gulia » 03 окт 2013, 17:24

Коллеги! В рамках работы по ФГОС мы психологи сопровождаем учащихся в рамках образовательного процесса. Как проводите коррекционную работу с ребятами начальных классов? Для меня отсутствие часов представляет большие трудности, так как внеурочная деятельность вся расписана и особо никуда не впишешься. Если только где-то разовое занятие. А коррекция как известно требует продуманной четко организованной работы несколько раз в неделю. Как вы на деле выходите из положения?
gulia
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 26 сен 2013, 14:45

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Атауллин Зариф » 03 окт 2013, 17:47

Всем огромное спасибо за обсуждения!!! Отдельное спасибо Администратору.
Атауллин Зариф
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 06:43
Откуда: МОБУ СОШ д.Абдулмамбетово, Абзелиловский район, РБ

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Yuliya.30 » 03 окт 2013, 17:50

Широкому внедрению информационных технологий обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие обучаемых. Опасность технократического мышления, развивающегося под прямым и косвенным влиянием информационных технологий, по мнению психологов, состоит в том, что для такого мышления характерны примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями.
Моделирование и последующее «включение» в различные ситуации, провоцирование и реализация нестандартных решений способствуют развитию воображения, творческих способностей. Однако возможность фантазий в киберпространстве, может провоцировать аутизацию, т.е. замкнутость, отчужденность, уход от действительности.
Педагогической реальностью, с которой необходимо считаться, стали обучающие компьютерные программы, причем программы мультимедийные и интерактивные, несущие разнообразную информацию и подстраивающиеся под индивидуальные особенности обучающегося субъекта. Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний учеников. В отличие от учителя компьютер оценивает абсолютно объективно. Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Yuliya.30
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 сен 2013, 16:30

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Эльмира Рифовна » 03 окт 2013, 18:13

Возникает необходимость психологического сопровождения педагогов, так как его психологическое здоровье и эмоциональное благополучие отражается на профессиональной деятельности. Для совершенствования образовательной системы педагогам и специалистам необходимо не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, овладевать знаниями, самосовершенствоваться, но и работать с информационной средой, овладевать современными технологиями. В свою очередь это предполагает изменения педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности, требующие значительных усилий, мобилизации творческих ресурсов и способностей человека.
Эльмира Рифовна
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 25 сен 2013, 18:22

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron