"Психологическое сопровождение образовательной среды...

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Ишмаева Эльмира » 03 окт 2013, 04:20

Н.К.Смирнов отмечает: «Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы!»
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост относительный, потому, что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, и актуальность данной проблемы обусловлена резким ухудшением состояния здоровья детей. Следуя за техническим прогрессом, школа продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок.
Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Поэтому так важно педагогу использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии, работать по принципу «НЕ НАВРЕДИ!»
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (соблюдение требований СанПиНов);
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.);
3) разнообразные психолого-педагогические технологии (Использование технологии личностно-ориентированного обучения, в том числе технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся.)
Урок – должен быть зоной психологического комфорта.
Ишмаева Эльмира
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 09:35

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Ахметова Эльвира » 03 окт 2013, 04:53

С 2010-2011 учебного года наше образовательное учреждение являлось экспериментальной площадкой внедрения в действие ФГОС начального общего образования второго поколения.
Психолого-педагогическая служба школы отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов. Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов.
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.
Цель психологического сопровождения учащихся: формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов. В данное время программа психологического сопровождения реализуется с четырьмя первыми классами за счет внеурочной деятельности через организацию групповых занятий по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Занятия с психологом проводятся в течение всего учебного года. Результатом сопровождения является успешная адаптация учащихся к школьной жизни, развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.
Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В нашей школе психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.
Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования.
Ахметова Эльвира
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 10:06

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение ilfira65 » 03 окт 2013, 08:13

Шипаева Татьяна писал(а):Я тоже считаю, что психологи должны сопровождать детей с 1 класса по 11 класс. Многие дети в школу приходят эмоционально не зрелые, не уравновешенные, гиперактивные. Учителю порой бывает трудно справляться с такими детьми во время уроков, поэтому необходимы занятия с психологом.

Я тоже считаю, что психологи должны сопровождать детей с 1 класса по 11 класс.Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам.
ilfira65
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 01 окт 2013, 16:05
Откуда: МБОУ СОШ села Асяново им. Ш. Бабича МР Дюртюлинский район

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 03 окт 2013, 10:26

Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать Вас на форуме!
Сегодня приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 13:19

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 03 окт 2013, 10:26

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 13:19

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 03 окт 2013, 10:27

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 13:19

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 03 окт 2013, 10:46

Гузалия Ибрагимова писал(а):
Душанбаева С.С. писал(а):Уважаемые коллеги, доброго времени суток!
Подытоживая обсуждения сегодняшнего дня, отмечу основные прозвучавшие темы: обозначены цели психологического сопровождения, в том числе и в виде конкретных результатов - компетенций, отмечены основные участники образовательной среды, условия и факторы сопровождения, проблемы, связанные как с организационными, так и психологическими факторами. Также уже есть наметки, как, через какие виды деятельности осуществлять сопровождение образовательной среды в инновационном аспекте.
Из откликнувшегося:
1) противоречивые чувства вызывает оптимизация, после которой в школе не стало логопедов и дефектологов (ссылаюсь на сообщение Трофимовой). Брать на себя психологу дополнительную опцию по "выравниванию" и адаптации ребенка - насколько в пределах его компетенции? с какими подводными камнями может столкнуться психолог при этом и как все-таки организовать комплексную поддержку таким детям?
2) согласна с необходимостью введения проектной деятельности, результатом которой становится новый продукт или услуга, как вид сопровождения и развития конкретных компетенций обучающихся (см.сообщение Светланы Юрьевны). Причем целесообразно, в действительности, проводить междисциплинарный подход, объединяя усилия учителей-предметников и психологов (см.сообщение Гараевой В.Т.).
3) проблема сотрудничества школы (учителей, психологов) с родителями. Ощущение, что решается вопрос: "кому больше надо? чьи дети?" Уверена, что такая постановка вопроса, стратегия поиска виновных и перекладывания ответственности приведет только к усилению оппозиции, конфликтам, а не сотрудничеству. Предлагаю дальше обсуждать, как строить отношения с родителями детей, как быть, если сотрудничество (контакт) невозможно, как вы уже справлялись с подобными ситуациями.
От знания, кого сопровождаем и чего хотим в результате, к тому, как осуществлять этот процесс.


В наши дни психолог в школе из явления экзотического становится почти привычным, он все активнее встраивается в повседневную жизнь школы. Психолог сотрудничает с учителями, представителями администрации, родителями. Но если педагоги и администрация – это коллеги, с которыми можно общаться в школе, то родители – особая категория. Работа с родителями, при всей ее нужности и важности, не является массовой, это прежде всего работа по запросу. Однако родители далеко не всегда представляют себе, чем именно занимается школьный психолог, не знают, с какими вопросами можно к нему обратиться, а потому иногда и побаиваются его. Родительские собрания – прекрасная возможность рассказать о содержании работы психолога и наладить контакт с родителями.



С введением нового Федерального государственного стандарта существенно меняется роль не только психолога, но и всех участников образовательного процесса. Принятый Стандарт вводит категорию «педагогической ответственности». Она актуальна для педагогов, специалистов, включая психолога, а также для родителей, общества и государства. Партнерский договор с родителями – это больше зона конфликтов. В этом аспекте функции психолога исключительно востребованы. В профессиональную компетентность психолога входит и исследование образовательных запросов, и формирование прогноза, и проектирование системы психолого-педагогической поддержки на этих основаниях, а также ведение переговорного процесса.
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 13:19

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Гульнур » 03 окт 2013, 12:22

В настоящее время одним из постоянных и главных условий реализации личностно ориентированного образования является целенаправленно организованная инновационная образовательная среда. Инновационный потенциал среды обеспечивается через интеграцию комплекса воспитательных сил образовательного сообщества. Структура образовательного сообщества представляет собой единство двух взаимосвязанных систем: внешней и внутренней. Назначение внешней системы - определение образовательной политики в учебных заведениях, информационное, социокультурное, нормативно-правовое обеспечение образовательной среды в процессе взаимодействия с администрацией города и управлением образования, образовательными учреждениями различного типа, учреждениями здравоохранения, культуры, социальной защиты. Насыщенная внешняя система способна положительно влиять на развитие образовательного учреждения. Внутренняя система имеет сложную структуру, ядром которой выступает триединство ребенок - родитель - педагог. По сути, внутренняя структура является посредником, «медиатором» между ребенком и социумом и ее назначение способствовать развитию самосознания, самореализации и саморазвитию развивающейся личности. Между внешней и внутренней системами должно быть координирующее звено, устанавливающее и корректирующее двухсторонний процесс взаимодействия двух систем образовательного сообщества. Им может выступить научно методическое объединение или служба психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
Гульнур
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 10:30
Откуда: Краснокамский район

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Гульнур » 03 окт 2013, 12:25

Становление личности всегда происходит в условиях определенной среды. Инновационная образовательная среда - это социокультурное пространство, предоставляющее растущей личности веер равнодостойных возможностей для саморазвития и самоактуализации. По характеру воздействия на личность образовательная среда может быть позитивной, эмоционально комфортной, развивающей и, наоборот, обедненной, ущербной, агрессивной, искажающей образовательную траекторию ребенка. Задачей педагога является актуализация потребности ребенка в накоплении жизненного опыта. Важно помочь ему увидеть в образовательной среде потенциальные возможности для познания мира, своего места в этом мире, в педагогическом процессе - придать образовательной среде развивающий характер.
Гульнур
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 10:30
Откуда: Краснокамский район

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Гузалия Ибрагимова » 03 окт 2013, 12:36

Светлана Юрьевна писал(а):Принято считать, что психологическое сопровождение образовательного процесса проходит в основном в рамках диагностической и аналитической работы. Безусловно, это одно из важнейших и трудоемких направлений деятельности психолога, которое помогает осуществлять прогнозирование, координировать профилактическую работу, следить за развитием, выявлять недостатки или отсутствие развития той или иной школьной структуры. Но не менее важной представляется работа с каждым отдельным человеком, малой группой, обратившейся за помощью, консультацией или поддержкой к психологу. В связи с этим, хотелось бы поделиться некоторыми практическими наработками, которые подтвердили свою эффективность за многолетний период использования арт-терапевтических технологий в работе.

Креативная терапия – это терапия творчеством. Объединяет современные методы и техники арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, телесно-ориентированой терапии и других творческих методов, связанных с активизацией в человеке созидающего начала, естественных методов коррекции и гармонизации личности. Творческая деятельность в данном случае подразумевает не создание художественного шедевра, а процесс сотворения ребенком своими руками чего-то нового для него, радость открытия, познания простых вещей, естественного самовыражения. Творческая деятельность вызывает у ребенка только положительную реакцию, способствует гармонизации эмоционального и поведенческого уровней, развивает адекватную самооценку.

Арт-терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятии человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самореализации и гармонизации.

Обращаясь к мнению опытного арт-терапевта, кандидата психологических наук А.И. Копытина, следует отметить наиболее значимые достоинства креативной терапии.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Креативная терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний.

Арт-терапия является средством сближения людей (в совместной творческой деятельности). Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов.

Креативная терапия является средством свободного самовыражения и самопознания; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояний, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
• Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции.
• Креативная терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. «Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждении им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире».

Теоретической обоснованием для использования средств арт-терапии являются работы российских и белорусских психологов, арт-терапевтов: А.И.Копытина, Л.Д.Лебедевой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова, Н.А. Сакович. Описанные данными авторами позитивные феномены воздействия творческой деятельности, в частности арт-терапевтических занятий, такие как: индивидуальная самореализация, создание положительного эмоционального настроя, повышение адаптационных способностей человека, содействие творческому самовыражению, самопознанию, рефлексивное и релаксационное воздействие и многие другие, стимулировали к поиску и использованию новых креативных средств и методов в работе с учащимися.

В работе с детьми я использую следующие направления креативной терапии:
• Сказкотерапия
• Изобразительная деятельность (непосредственно арт-терапия)

Как учитель начальных классов из техники изотерапии я использую рисование пальцами. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Гузалия Ибрагимова
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 14:44
Откуда: МБОУ СОШ с.Асяново им.Ш.Бабича МР Дюртюлинский район

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron