Светлана Юрьевна писал(а):Принято считать, что психологическое сопровождение образовательного процесса проходит в основном в рамках диагностической и аналитической работы. Безусловно, это одно из важнейших и трудоемких направлений деятельности психолога, которое помогает осуществлять прогнозирование, координировать профилактическую работу, следить за развитием, выявлять недостатки или отсутствие развития той или иной школьной структуры. Но не менее важной представляется работа с каждым отдельным человеком, малой группой, обратившейся за помощью, консультацией или поддержкой к психологу. В связи с этим, хотелось бы поделиться некоторыми практическими наработками, которые подтвердили свою эффективность за многолетний период использования арт-терапевтических технологий в работе.
Креативная терапия – это терапия творчеством. Объединяет современные методы и техники арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии, телесно-ориентированой терапии и других творческих методов, связанных с активизацией в человеке созидающего начала, естественных методов коррекции и гармонизации личности. Творческая деятельность в данном случае подразумевает не создание художественного шедевра, а процесс сотворения ребенком своими руками чего-то нового для него, радость открытия, познания простых вещей, естественного самовыражения. Творческая деятельность вызывает у ребенка только положительную реакцию, способствует гармонизации эмоционального и поведенческого уровней, развивает адекватную самооценку.
Арт-терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятии человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самореализации и гармонизации.
Обращаясь к мнению опытного арт-терапевта, кандидата психологических наук А.И. Копытина, следует отметить наиболее значимые достоинства креативной терапии.
•
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
•
Креативная терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний.
•
Арт-терапия является средством сближения людей (в совместной творческой деятельности). Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов.
•
Креативная терапия является средством свободного самовыражения и самопознания; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
•
Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояний, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
• Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции.
• Креативная терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. «Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждении им своего индивидуально-неповторимого способа бытия-в-мире».
Теоретической обоснованием для использования средств арт-терапии являются работы российских и белорусских психологов, арт-терапевтов: А.И.Копытина, Л.Д.Лебедевой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачкова, Н.А. Сакович. Описанные данными авторами позитивные феномены воздействия творческой деятельности, в частности арт-терапевтических занятий, такие как: индивидуальная самореализация, создание положительного эмоционального настроя, повышение адаптационных способностей человека, содействие творческому самовыражению, самопознанию, рефлексивное и релаксационное воздействие и многие другие, стимулировали к поиску и использованию новых креативных средств и методов в работе с учащимися.
В работе с детьми я использую следующие направления креативной терапии:
• Сказкотерапия
• Изобразительная деятельность (непосредственно арт-терапия)
Как учитель начальных классов из техники изотерапии я использую рисование пальцами. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.