Гареева В.Т. » 24 сен 2013, 07:00
Гареева Венера Тимерхановна, учитель истории и обществознания ГБОУ РЭЛ-И г. Уфа
Меня как историка затрагивает вопрос: Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений
людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками.
Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы,
многое другое, что характеризует психологию современных народов и
наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь
из поколения в поколение, достижения человеческой культуры форми-
руют в процессе их усвоения психологию современных людей как
личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира.
Сама сложившаяся система обучения и воспитания - семейного,
школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного,
физического и т.п. - также выступает как итог длительной истории.
Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним.
Внешние связи этих наук имеют место тогда, когда каждая из них для
решения собственных проблем обращается к другой с целью
использования ее данных. Так, историка может заинтересовать
психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их
взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь
может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая
психологию людей как исторический факт.
Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае,
когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться
методами или приемами, заимствованными из другой науки, для решения
собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическим
методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля
или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место
исторические события.