"Психологическое сопровождение образовательной среды...

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение gulia » 05 окт 2013, 15:11

Шипаева Татьяна писал(а):Работая в школе, теперь начала больше думать о том, что психологическое сопровождение необходимо не только детям, но и их родителям. и сама тоже не отказалась бы от психолога. Научили бы нас психологи как эмоционально разгружаться.

Эмоциональная перегруженность нарастает в среде как снежный ком. Думаю заняться с педагогами на осенних каникулах эмоциональной разгрузкой. Обратитесь к своему школьному психологу. Лично я, всегда иду навстречу коллегам. Вот скоро и начнем с ними разгружаться:)
gulia
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 26 сен 2013, 14:45

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение gulia » 05 окт 2013, 16:02

Лариса Файзуллина писал(а):
Шипаева Татьяна писал(а):Я тоже считаю, что психологи должны сопровождать детей с 1 класса по 11 класс. Многие дети в школу приходят эмоционально не зрелые, не уравновешенные, гиперактивные. Учителю порой бывает трудно справляться с такими детьми во время уроков, поэтому необходимы занятия с психологом.



Я согласна с Татьяной. Педагогу нужна помощь специалистов в работе с детьми. При этом педагог-психолог-это только одна из составляющих коррекционной службы в школе.


Было бы неплохо для всех- учителей, ребят и родителей. Да вот как организовать этот процесс. Педагог-психолог не имеет возможности заниматься с такими детьми (неуравновешенными с СДВГ). Подскажите, может кто знает как организовать поддержку и сопровождение. На практике это не так то и просто бывает. Поделитесь оытом:)
gulia
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 26 сен 2013, 14:45

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение gulia » 05 окт 2013, 16:06

Добрый вечер. Поделитесь пожалуйста опытом кто применяет в коррекционной работе фрактальный рисунок. У меня хорошие результаты в работе с тревожностью. Хотелось бы комбинировать с др. техниками в работе с детьми (нарушения эмоционально-волевой сферы, с недостаточным вниманием , активностью(гиперактивностью).
gulia
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 26 сен 2013, 14:45

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Миляшка » 06 окт 2013, 13:29

«Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему образу и подобию. Поэтому такими ценными становятся для учителей острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии…» (У.Глассер)
Миляшка
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 16:51

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Фиру8419 » 06 окт 2013, 13:58

gulia писал(а):Валекжанина И.В. » 25 сен 2013,писала

"НУЖЕН ЛИ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ ЕГЭ В НАШЕЙ СТРАНЕ?
Возможно, эта идея и хороша, но для нашей страны, пока что не подходит. К сожалению, знаний у детей не прибавится, а стрессовой ситуации, точно.
Ситуация с ЕГЭ этого года: кто не обладает знаниями – может приобрести за энную стоимость результаты тестов, а кто обладает знаниями, но по каким-то причинам (возможно из-за стрессовой ситуации) не смог сдать его в соответствии со своим уровнем, что ввергает ребенка в еще большую стрессовую ситуацию. Отсюда напрашивается вывод, что «липовые знания» если у тебя есть деньги – приобретешь, а с «настоящими» - пробьешься, если повезет".
В данном высказывании есть как положительный , так и отрицательный момент". Начнем с положительного, если у ученика есть достаточные знания, цель , ради чего все это, то он будет готовиться и будет иметь реальную возможность претендовать на поступление в несколько хороших ВУЗов страны, и у него будет реальный для этого шанс! Но еще раз подчеркиваю при высокой мотивации, адекватном уровне притязаний и ЗНАНИЙ. Думаю, что все мы понимаем , что невозможно за 10-11 класс набрать всю базу знаний, которая нужна. К этому моменту она должна быть сформирована , мы только добираем и повтор! Это расклад для ученика со знаниями, который будет писать сам, уверенный в своих знаниях.Такие ребята есть, но мало о них знаем. Очень обидно, что знающий ребенок может получить меньше баллов из-за волнения, например, так сильно старается. Дети прекрасно все видят и понимают, и очень жаль, что первые разочарования они получают при выходе в большую жизнь.
Приходилось слышать от выпускников"Надеюсь, что не зря учился. Не хочу свой профессиональный путь, свой жизненный выбор начинать с обмана".
К большому сожалению в момент сдачи ЕГЭ в фаворитах, как всегда остаются те, у кого есть деньги. Одни из них не хотят лишнего стресса, другие не верят, что со знаниями можно поступить в хороший ВУЗ, другие - ИХ МНОГО на практике они не имеют достаточной базы знаний. Это показывает отсев на 1-ом курсе, но ведь они ЗАНЯЛИ ЧЬЕ -ТО МЕСТО!

Согласна с вашим мнением. И верно подметили, что часто, при сдаче ЕГЭ, детям мешает волнение и стресс. Мне кажется, что необходима поддержка и помощь педагога-психолога для преодоления этого барьера перед сдачей. Также хочется отметить, что не хватает только лишь программного курса по предмету для подготовки к ЕГЭ, поэтому и есть место расстройству и разочарованиям школьников после сдачи. И опять нужна помощь педагога-психолога.
Фиру8419
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 17:52

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Валекжанина И.В. » 06 окт 2013, 15:13

Добрый вечер.
К основным задачам психолога в учебном учреждении относятся:
- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков и молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;
- содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- психологическое обеспечение образовательных про¬грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям обучающихся, воспитанников;
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- профилактика и преодоление отклонений в развитии детей, подростков и молодежи;
- психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
- подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;
- научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.

Как было замечено выше,
- для педагогов - информационное сообщение с практикумом и самодиагностикой, также должна включать и профилактику профессионального выгорания, а зачастую и сплочение преподавательского коллектива, просветительскую работу (о возрастных особенностях детей и методах взаимоотношений с ними и их родителями, возможностях саморазвития).
- для учащихся - [i]игровой тренинг или деловая игра, в результате которой обобщаются знания той или иной темы, самостоятельно обосновываются предлагаемые пути разрешения проблемы (старшеклассникам преподается курс психологии), осваиваются новые способы выхода или профилактики состояния эмоционального напряжения, помощь в адаптации к новым условиям и коллективу, в устранении возникших проблем (тревоги, агрессивности, неуверенности, повышению внимания, мотивации и т.д.), а такде профориентация для старшеклассников.
- для родителей — лекция с элементами практикума и самодиагностики, с практическими рекомендациями, составленными на основе психологической и публицистической литературы с учетом фактического материала диагностики старшеклассников, также диагностика отношения родителей к ребенку, помощь в гармонизации взаимоотношений с детьми и конструктивного сотрудничества с педагогами.

Хочется добавить, что работа педагога-психолога в категориях: педагоги, учащиеся и родители, все же перекликается, это диагностика (тестирование), консультирование (беседа), профилактика (лекции + тренинги или групповые формы работы), коррекция уже имеющейся проблемы (лекции + тренинги или групповые формы работы + индивидуальная работа – очень хорош метод Арт-терапии как было сказано выше), а также и просвещение (лекции).
Валекжанина И.В.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 сен 2013, 13:15

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение ГузельЗагретдинова » 06 окт 2013, 17:18

Тема:Модель поведения обучающихся лицея.
Факторы формирования.

Основные тезисы статьи педагога-психолога высшей категории Загретдиновой Г.Ф. МАОУ лицей №155

 Этические нормы помогают обществу сохранить целостность и единство. Принятые в лицее этические нормы поведения являются обязательными для лицеиста.
 Выбор стиля сотрудничества как предпочтительного стиля поведения в лицее.
 Семья - важнейший фактор формирования ответственности обучающихся за выбор модели поведения. Родители-союзники обучающихся лицея.
 Психологическая компетентность способствует сохранению эмоциональных ресурсов педагогов, родителей и лицеистов.
Позитивное мышление более эффективно и продуктивно, способствует выбору адаптивной модели поведения лицеистов.
В нашем лицее в 2013 году была проведена психологическая исследовательская работа по проекту «Факторы формирования модели поведения лицеиста» старшеклассницей лицея под руководством психолога среди обучающихся 3-4 классов в кол-ве 184 человека. В ходе работы над проектом обучающиеся начальных классов посетили спектакль «Каменное сердце», после которого проведена беседа и психологический анализ изменения модели поведения главного героя в соответствии с его ценностями. В ходе эмоционального обсуждения спектакля с психологом каждый обучающийся определил для себя свои духовные ценности и выбор своей модели поведения. Также было проведено анкетирование по авторской анкете, составленной на базе личностных уровней Роберта Дилтца. Были получены следующие результаты:
Большинство детей (более 75 %) перенимают ценности и убеждения из своей семьи. Поэтому мы призываем родителей быть союзниками обучающихся лицея в обращении к родителям в виде памятки для родителей, составленной в плане нашего проекта. Также проводились совместные психологические занятия с обучающимися и их родителями с целью обучения сотрудничеству с использованием техники разрешения конфликтов.




Также ходе проекта получены следующие результаты исследования:
Адаптированы и мотивированы к обучению в лицее 95 % обучающихся, участников обследования. Имеют опыт выполнения ответственных поручений в лицее чуть более 30 %, домашние ответственные поручения несут более 80 % детей школьного возраста. Пример для подражания находит в семьебольшая часть обучающихся (70%).
Героев книг или фильмов, спектаклей в качестве примера для подражания называют менее 5 %.
Духовные ценности, такие как доброта, честность, справедливость) называют около 30 %.
Здоровье как ценность выделяют менее 5% детей.
По результатам исследования разработаны этические нормы поведения в лицее:
 Быть порядочным человеком – честным, соблюдающим принятые в лицее правила поведения.
 Сохранять чувство собственного достоинства, уважать чувства других.
 Почтительно относиться к старшим, внимательно и заботливо- к младшим.
 Отношения со сверстниками строить на равных вне зависимости от религиозных убеждений и социального статуса.
 Иметь свою точку зрения и проявлять уважение к чужому мнению.
 Быть ответственным за свое поведение, мысли и эмоции.
 Сохранять самообладание, позитивный настрой в любых ситуациях.
 Уметь находить компромисс и пути сотрудничества в спорных ситуациях.
 Иметь право на ошибку, уметь признать свою вину.
 Сохранять личное пространство и не нарушать чужого личного пространства без позволения последнего.
 Внешний вид лицеиста, выбор одежды и прически должны соответствовать деловому стилю согласно Уставу лицея.
Разработанные нами этические нормы поведения приняты педагогическим советом 29 марта 2013 г. лицея и рекомендованы к соблюдению обучающимися лицея.
ГузельЗагретдинова
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 16:14

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Лира » 06 окт 2013, 18:50

"Школа сегодня — серьезный психогенный фактор. Одним из направлений работы педагога-психолога является психопрофилактика эмоционального напряжения (стрессов, срывов) у педагогов, учащихся и родителей. Работа ведется с участниками образовательного процесса параллельно, делается лишь акцент на социально-возрастные особенности группы. Педагог-психолог помогает педагогам, учащимся и родителям определять и использовать свои возможности предотвращать эмоциональные стрессы."
сообщение КИЕ » 03 окт 2013, 16:34

На сегодняшний день это очень актуально, особенно, когда речь идет о сдаче ЕГЭ. Для профилактики и преодоления стрессов, срывов, да и в целом для успешной сдачи экзамена, психологам в школах можно использовать некоторые методы психологической подготовки к ЕГЭ например:
1) ознакомление с процедурой ЕГЭ, ведь учитель-предметник в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план.
Для достижения этой цели нами применяются следующие формы работы:
• Рассказ с последующим обсуждением.
• Просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.
Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из наиболее известных психолого-педагогических приемов, способствующих повышению результативности работы. В психологической подготовке к ЕГЭ в качестве наглядных материалов могут использоваться видеозаписи экзамена. Они имеют постановочный характер, поскольку запись реального экзамена невозможна (да и нежелательна, как дополнительный стрессовый фактор). Это позволяет отобрать наиболее существенные моменты процедуры экзамена и отразить их в записи. при подготовке данного наглядного пособия следует обратить особое внимание на следующие процедурные моменты:
1. Общая ситуация экзамена; обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.
2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т.д.
3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
4. Начало работы: заполнение бланков и т.д.
Данные видеозаписи могут демонстрироваться как выпускникам, так и родителям (например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры. Необходимо отметить, что опыт использования такой формы работы оказывает также своеобразное коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается логичной и понятной.
2) формирование адекватного мнения о ЕГЭ. Что необходимо для формирования личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности). Основной целью проработки "мифа о ЕГЭ" является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ. Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Целью такой дискуссии будет не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу. Конечно предельно позитивного мнения добиться нелегко, да и маловероятно, однако, свободное обсуждение этой проблемы в группе позволяет выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в новой форме экзамена, определит экзистенциальное поле.
Лира
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 06:56

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Шафигуллина Р.Р. » 07 окт 2013, 15:29

Добрый вечер,уважаемые коллеги!
Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, предполагает изменения и в деятельности психологической службы школы.
Целью работы психологов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка. Образовательные учреждения инновационного типа ориентированы не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.
С этим направлением связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности, обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. И здесь профессиональная психологическая деятельность делает акцент на психологической подготовке педагогов к работе по инновационным технологиям, так как нередко при переходе школы в режим инновационной работы педагоги оказываются неготовыми к подобным преобразованиям. Психологическая деятельность предполагает включение педагогов в активное обсуждение проблем обучения на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. В центре таких обсуждений-бесед - личность ребенка, его физическое и психическое здоровье, всесторонний учет его интересов и способностей. В работе с педагогами не следует ограничиваться проведением общих мероприятий и рекомендациями по чтению специальной литературы. Наиболее эффективными следует считать индивидуальные формы психологической работы. Контакты между педагогами и психологом должны способствовать углублению знаний педагога о психологических, возрастных, индивидуально-типологических особенностях детей, носить конкретный и действенный характер.
Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения. В связи с этим необходимо найти в педагогическом процессе такие психологические или психолого-педагогические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии.
Шафигуллина Р.Р.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 13:22

Re: "Психологическое сопровождение образовательной среды...

Сообщение Шафигуллина Р.Р. » 07 окт 2013, 15:34

Рассматривая суть психологической деятельности в рамках идеи психологического сопровождения развития детей, М.Р. Битянова выделяет объект, предмет и методы практики психолога в инновационной школе. По мнению автора, объект практики - обучение и психическое развитие ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, предмет - социально-психологические условия успешности обучения и развития, метод - само сопровождение, которое состоит в следующем:
1. следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном, социокультурном этапах онтогенеза;
2. создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностнозначимых жизненных выборов;
3. психолог не меняет среду ребенка, которую выбрали для него родители, а помогает ему ориентироваться и действовать в заданных условиях, создает условия для максимального развития и обучения;
4. психолог действует опосредованно через педагогов и родителей.
Специфика деятельности психолога в инновационной школе заключается еще и в том, что возникает необходимость психолого-педагогического анализа реализации педагогическим коллективом школы программы непрерывного образования.
Шафигуллина Р.Р.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 13:22

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron