"Школа сегодня — серьезный психогенный фактор. Одним из направлений работы педагога-психолога является психопрофилактика эмоционального напряжения (стрессов, срывов) у педагогов, учащихся и родителей. Работа ведется с участниками образовательного процесса параллельно, делается лишь акцент на социально-возрастные особенности группы. Педагог-психолог помогает педагогам, учащимся и родителям определять и использовать свои возможности предотвращать эмоциональные стрессы."
сообщение КИЕ » 03 окт 2013, 16:34
На сегодняшний день это очень актуально, особенно, когда речь идет о сдаче ЕГЭ. Для профилактики и преодоления стрессов, срывов, да и в целом для успешной сдачи экзамена, психологам в школах можно использовать некоторые методы психологической подготовки к ЕГЭ например:
1) ознакомление с процедурой ЕГЭ, ведь учитель-предметник в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план.
Для достижения этой цели нами применяются следующие формы работы:
• Рассказ с последующим обсуждением.
• Просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.
Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из наиболее известных психолого-педагогических приемов, способствующих повышению результативности работы. В психологической подготовке к ЕГЭ в качестве наглядных материалов могут использоваться видеозаписи экзамена. Они имеют постановочный характер, поскольку запись реального экзамена невозможна (да и нежелательна, как дополнительный стрессовый фактор). Это позволяет отобрать наиболее существенные моменты процедуры экзамена и отразить их в записи. при подготовке данного наглядного пособия следует обратить особое внимание на следующие процедурные моменты:
1. Общая ситуация экзамена; обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т.д.
2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т.д.
3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
4. Начало работы: заполнение бланков и т.д.
Данные видеозаписи могут демонстрироваться как выпускникам, так и родителям (например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры. Необходимо отметить, что опыт использования такой формы работы оказывает также своеобразное коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается логичной и понятной.
2) формирование адекватного мнения о ЕГЭ. Что необходимо для формирования личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности). Основной целью проработки "мифа о ЕГЭ" является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ. Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Целью такой дискуссии будет не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу. Конечно предельно позитивного мнения добиться нелегко, да и маловероятно, однако, свободное обсуждение этой проблемы в группе позволяет выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в новой форме экзамена, определит экзистенциальное поле.