Гульшат Набиулловна » 05 окт 2013, 03:29
Инновационная деятельность гимназии
Хусаенова Г.Н.,
директор башкирской гимназии
им.Н.Наджми г.Дюртюли
В современном мире стратегия инновационного развития образования, целью которого является достижение современного качества, адекватного меняющимся запросам и социально – экономическим успехам, общества затронула все образовательные учреждения без исключения.
Тенденции развития современного образования требуют новых системно- организующих подходов к его развитию. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие. И наша гимназия, как и многие другие, ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.
Инновационная работа в гимназии ведется по трем направлениям:
1. Организация интеллектуально – творческой работы учителей.
2. Организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся.
3. Работа над созданием имиджа гимназии, благоприятной воспитательной среды.
Башкирская гимназия– современное общеобразовательное учреждение, которое предоставляет доступное, качественное образование, воспитание и развитие в безопасных и комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям каждого ребенка.
Для организации учебной деятельности в гимназии созданы максимальные условия: 25 кабинетов оснащены по требованиям САНПИНа, предусмотрены швейная и кулинарная мастерская для девушек, для юношей мастерская со всем необходимым оборудованием.На территории гимназии функционирует хоккейная коробка, для младших школьников имеется игровая площадка, оборудован спортивный и тренажерный зал.Материально-техническая база гимназии отвечает современным требованиям учебно-воспитательного процесса. Гимназия подключена к сети Интернет, по приоритетному национальному проекту «Образование» получены кабинеты русского языка и литературы, башкирского языка и литературы и биологииДействует выставка картин, которая способствует развитию эстетической культуры, отражая внутренний мир и одаренность учащихся. Работа школьного радио способствует проведению подвижных перемен в начальных классах, звучание во время перемен мелодий башкирского народа оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.
В гимназии работает высокопрофессиональный, стабильный, творческий педагогический коллектив.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей –предметников и классных руководителей, являются кафедры. Их у нас 4:
Кафедра учителей башкирского языка и литературы, КБ.
Кафедра гуманитарных дисциплин
Кафедра естествознания
Кафедра учителей начальнойшколы
Вомногом благодаря кафедральной деятельности в образовательную практику гимназии были внедрены такие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, технология творческого развития А.З.Рахимова, информационно-коммуникационные технологии, проблемно-диологическое обучение, проектные методы обучения.
Опыт работы кафедр гимназии распространяется через семинары для учителей района и города. За три года были проведены 17районных семинаров.
Для решения проблемных вопросов создаются временные творческие группы. На сегодняшний день работает рабочая творческая группа по ФГОС, под руководством заместителя директора по УР Ахметовой З.Ф. и временная творческая группа по изучению и применению технологии творческого развития А.З.Рахимова, под руководством Андрекус А.И., учителя физики.
В гимназии развита служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы гимназии по различным направлениям.
Наши ученики являются призерами и победителями на всероссийской олимпиаде школьников муниципального и регионального уровня Победители во Всероссийских, республиканских конкурсах, научно-практических конференциях за последние 3 года составляет 34 обучающихся .
Одним из важных направлений инновационной деятельности гимназии является функционирование НОУ учащихся «Гимназист». Члены научной организации активные участники районных, республиканских научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад.
Гимназия сохраняет лучшие традиции своей Республики и в связи с этим с 2009 по 2013 год в гимназии велась опытно-экспериментальная работа по теме «Формирование здорового образа жизни учащихся на основе этнокультурных традиций башкирского народа». В гимназии создан свой краеведческий музей. Уроки башкирского языка и литературы, которые проводятся в нём, способствуют обогащению внутреннего мира учащихся, сохранению историко-культурного наследия. На уроках физической культуры ребята обучаются народным традициям и подвижным играм народов, проживающих в Республике Башкортостан. Систематические занятия с использованием народных игр обеспечивают разностороннее психофизическое развитие, закаливают организм и воспитывают характеры детей и подростков.Уделяется большое внимание развитию юных дарований: свои творческие работы будущие писатели и поэты печатают на башкирском языке на страницах школьного издания «Яҡшы кәйеф». Еженедельно в эфир выходит радиопередача «Ағиҙел тулҡындары», которая знакомит с новостями гимназии, с жизнью знаменитых людей района, Республики Башкортостан.
Целью внеклассной работы в гимназии является знакомство учащихся со всеми видами устного народного творчества, воспитание бережного отношения к духовному наследию башкирского народа, развитие творческих способностей воспитанников. Ведётся работа по сбору местного фольклорного материала. Это и песни, и баиты, и частушки, пословицы и поговорки, загадки и анекдоты, потешки, обрядовые и колыбельные песни. Весь собранный материал хранится в музее гимназии и используется на уроках, при проведении фольклорных праздников. Такие праздники проводятся ежегодно, с приглашением старожилов города и сел. Мы горды тем, что вносим свою лепту в сохранение фольклора.
На уроках технологии учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством башкирскогонарода. Они своими руками изготавливают предметы интерьера жилища башкир, шьют национальные костюмы.
На занятиях кружков учащиеся изготавливают изделия по технологии войлока (из овечьей шерсти), используя башкирский орнамент, готовят блюда национальной кухни. Дети с удовольствием посещают кружок «Юный кураист». Игра на курае способствует развитию дыхательных путей, формирует правильную осанку, мелкую моторику, улучшает эмоциональное состояние учащихся.
Группа маленьких актеров кружка «В мире театра» своими постановками произведений башкирских писателей, народных сказок радуют наших гимназистов и воспитанников детсада №6. Учащиеся с большим желанием репетируют и выступают на сцене. Плодотворная работа по сохранению и развитию национально-культурных традиций и обычаев, изучению башкирского языка ведётся в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Волшебная пасека». Ежегодно на базе нашей гимназии проводится районный конкурс юных сказителей, исполнителей эпического сказания «Урал батыр». В течение последних трех лет на республиканском конкурсе Дюртюлинский район представляет команда учащихся нашей гимназии и добивается хороших результатов, были награждены Дипломами ЮНЕСКО, Почетными грамотами Министерства образования. Участие на таких конкурсах, развивает у учащихся творческую деятельность, мышление, память, умения держать себя перед публикой, раскрывать свои способности и навыки, дает возможность общения со своими сверстниками с других районов республики, и т.д. Поэтому у наших гимназистов огромное желание участвовать на творческих конкурсах.
Новый импульс для развития гимназии придает действующий Совет гимназии. Благодаря Совету гимназии мы имеем возможность стимулирования инновационной работы в гимназии, поощрения лучших учеников, учителей, поддержать передовой опыт педагогов. Ежегодно проходимые в гимназии конкурсы: «Самый лучший класс», «Самый лучший ученик», «Самый лучший учитель» тому свидетельство. Самый лучший класс награждается поездкой в Уфу по достопримечательным местам города, победители в номинациях награждаются почетными грамотами и ценными подарками.
В этом учебном году было принято решение продолжить начатую работу, расширить формы и методы работы с детьми с повышенной мотивацией к учебе, как в урочное, так и во внеурочное время.
С этой целью с 2013 учебного года начала функционировать экспериментальная площадка по теме «Развитие одаренности детей через интеграцию общего и дополнительного образования ».
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.
Одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
В нашей гимназии, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам Ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями. Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы гимназии..
На сегодняшний день в гимназии плодотворно работают различные студии и клубы по интересам.
- Художественная студия . Группа «Элегант», «Чудо-нитка», «Умелые ручки»
-Спортивная студия, Куда входит любители волейбола, баскетбола, шахматисты. ,борцы. футболисты, бегуны, юные хоккеисты
- Клуб юных правоведов, Юных знатоков, «Йэшхэбэрсе», «Познай себя и мир», Проектная деятельность
-Музыкальная студия. «Юный кураист»,Вокал, хореография
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста- анкеты .Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы.
Несомненно, что жизнь гимназии с привлечением кружковых дополнительных занятий с Центра детского творчества, Центра юных техников, спортивной школы стала интереснее, ярче, насыщеннее. На базе гимназии появились дополнительные возможности заниматься такими видами деятельности, как обработка войлока – кружок "Чудо-нитка".
События, происходящие в ней и за ее пределами, освещаются в гимназической прессе в газете "Хорошее настроение". Ребята могут самовыражаться в своих творческих проектах, информируем о планируемых и происходящих школьных и внешкольных мероприятиях через публикацию статей, стихотворений, рассказов, фотографий, коллажей и т.п. учащихся, учителей и родителей. На базе гимназии работают следующие кружки: фольклорный ансамбль, «Телһөйәрҙәр”, Волейбол, “Э,ю,я ҡаласығы”, «Английский язык”, “Интеллект”,“Юный эрудит”, ритмика, “Профессия и я”, «Чудо-нитка». Кружки дополнительного образования: «Веселые самоделки», башкирский фольклор, «Умелые руки», веселая гимнастика,«Юный кураист», «Рукотворный мир»,национальная борьба «Курэш»,«Элегант», «В мире сказок».
Группы по интересам являются дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
На занятиях педагоги учат классифицировать информацию и категоризировать опыт.пользоваться накопленными знаниями, концентрировать внимания, делать упор в достижении результата в сфере, которая им интересна.
В старшем звене особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего. .Гимназисты 8-10 классов посещают занятия в межшкольном учебном комбинате по интересующим им профессиям .Таких как, повар ,парикмахер, строительное дело, автослесарь., автодело, электродело, оператор ЭВМ, торговое дело, медицинское дело, делопроизводство.
Работа с одаренными детьми требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в том числе и в области психологии также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями,и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. И в связи с этим учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации, на базе гимназии проходят, методические недели, учителя показывают мастер- классы
Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования через вовлечение учащихся в дополнительные формы развития личности по национальным традициям. В свою очередь мы хотели бы видеть в своих выпускниках личность, обладающую прочными знаниями, трудолюбивую, целеустремленную, умеющую работать самостоятельно, профессионально ориентированную, милосердную, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, стремящуюся к успеху, желающую и стремящуюся найти свое место в жизни.